Копипаст.ру - фото ню, юмор, фото приколы, бесплатные игры, демотиваторы, комиксы, девушка дня Фото приколы   Удивительное   Фото НЮ   Ещё »  

хочу только
эфир   блогород   недельник   лидеры   лучшие   архив   пopно  
Нас уже 74652. 
Подсчет онлайн...
сейчас
+ регистрация / вход

→ В НОВОМ

Мертвая дорога (47 фото)

24 января 2008 в 16:10Прошлоеby sun
195
рейтинг
26
коммент.

Мертвая дорога… Этот жутковатый эпитет появился в обиходе сравнительно недавно, когда об этой истории стали писать статьи, книги, рассказы. Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард-Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений - №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей.

Мертвая дорога (47 фото)


После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В.Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас-Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.

Мертвая дорога (47 фото)


Строительство линии началось одновременно с изысканием места для будущего порта. Через некоторое время выяснилось, что Обская губа совершенно не подходит для подобного строительства – очень малые глубины, большие ветровые сгоны и нагоны воды не позволяют построить сколько-нибудь крупный порт на ее берегах. Уже в январе 1949 года состоялось судьбоносное совещание И.В.Сталина, Л.П.Берии и Н.А.Френкеля – начальника ГУЛЖДС. На нем было принято решение свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному, и начать прокладку железной дороги длиной 1290 км. к нижнему течению Енисея, по трассе Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка, с устройством порта в Игарке. Это было закреплено постановлением №384-135сс от 29.01.1949. В дальнейшем планировалось продлить линию черед Дудинку до Норильска.

Мертвая дорога (47 фото)


Строительное управление №502, занимавшейся прокладкой линии от ст,Чум Печорской железной дороги к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги, было упразднено, и создано два новых управления – западное №501 с базой в Салехарде, в ведении которого был участок от Лабытнанги до р.Пур, и восточное управление №503 с базой в Игарке (перенесенной позже в Ермаково), строившее дорогу от Пура до Игарки. Сосредоточение живой силы, материалов между этими строительствами распределялась примерно как 2:1.

Мертвая дорога (47 фото)


Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их
функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи - ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.

Мертвая дорога (47 фото)


На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Так, И.Симонова из Ташкента, работавшая в 1970-е годы инженером на изысканиях и достройке участка Надым-Уренгой, лично видела груды скелетов после размыва берегов р.Хетта, и трупы в насыпи 616-620 километров линии.

Мертвая дорога (47 фото)


В октябре 1949 г. лед сковал Обь, а в начале ноября на него уже уложили шпалы и рельсы. Требовался смельчак, который первым испытал бы «ледянку». Среди вольнонаемных машинистов такого не оказалось. «Кто перегонит паровоз – тому вольная», приказал начальник стройки. Нашелся доброволец из заключенных, который взялся вести паровоз. Поначалу все шло хорошо, но к середине реки лед стал трещать и ломаться. Машинист выглянул из будки о обомлел – обская пучина, поглощая шпалы и рельсы, угрожающе подбиралась к паровозу. Но лед и рельсовые плети выдержали. Машинист дотянул до берега, и получил вожделенную свободу. В канун 7 ноября начальство рапортовало Сталину о новой трудовой победе на 501-й.

Мертвая дорога (47 фото)


Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабочее-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км. главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.

Мертвая дорога (47 фото)


Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.

Мертвая дорога (47 фото)


После смерти И.В,Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км. дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

Надоело листать страницы? Зарегистрируйтесь и станет удобнее.
Страница 1 из 5 | Следующая страница

Нравится пост? Жми:


Похожие новости
Bert Stern "Marilyn's Last Si…Винтажные фотографии Америки (6…Пятнадцать человек на сундук ме…Горькая (и вонючая) правда о Тр…Былые 90-ые (6 фото)
Все фото приколы и картинки »

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ЗА 20 СЕКУНД
Меньше рекламы, добавление новостей, голосование, подарки...



1: 24 января 2008 16:18
 
1

2: 24 января 2008 16:28
 
интересно написано:)
вот такие есть закаулки нашей истории yeeeah

3: 24 января 2008 16:42
 
КРАСИВО........... ОЧЕНЬ...........

4: 24 января 2008 17:14
 
интересная история...красивые места...если бы она действовала сейчас в таком виде в котором есть (я имею ввиду один путь и узкие лесные тоннели) то из окон поезда можно было бы наблюдать очень красивые виды...будто экскурсия по лесу...(=

5: 24 января 2008 17:22
 
КОММУНИСТЫ-МРАЗИ xyxgun

6: 24 января 2008 17:30
 
Места божественно красивые..

7: 24 января 2008 18:05
 
Грибок очень понравился loveshower , а вобщем действительно красиво.

8: 24 января 2008 18:27
 
фотки супер,...история грустная...

9: 24 января 2008 22:04
 
Я бы сказал - дорога в историю!!

10: 24 января 2008 22:35
 
Зря бросили. Люди строили, гибли, а потом всё забросили. Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит, "Буран" не летает, железные дороги строим и потом бросаем. Эх, Расея! russian
А северная природа действительно хороша recourse2

11: 24 января 2008 23:10
 
Кладбище машин...вот оно какое, побывать бы там.

12: 25 января 2008 00:07
 
некто,СОГЛАСЕН

13: 25 января 2008 01:07
 
Красиво.... winked

14: 25 января 2008 02:20
 
ужос vauu

15: 25 января 2008 09:57
 
dash опупеть

16: 25 января 2008 10:51
 
Как всегда гигантизм и тупизм вместо взвешенных и продуманных решений.
Аффтар маладец.

17: 25 января 2008 13:27
 
интересно было почитать ! а вагон из Берлина откуа там взялся )))

18: 26 января 2008 22:02
 
Очень печально что правительство СССР не ценило своих граждан. Если бы сотни тысяч ЗК не легли на гигантских стройках, этапах на север и возле стенки, то не было бы сейчас в России демаграфического кризиса. А ведь многие из них были ни в чем не виноваты. Ну там, анекдот про Сталина рассказали или власть поругали. И что? Сейчас власть ругают как хотят. Эххх не дожили многие до сегодняшней свободы. Снимаю шапку перед теми кто лег там... no

19: 29 января 2008 08:42
 
красибо, хоть и грусно

20: 30 января 2008 08:58
 
нда... cray

21: 7 февраля 2008 11:06
 
респект аффтору winked

22: 26 июня 2009 00:10
 
Я жил до 1993 года очень близко от места, где должны были соединится обе стройки.
Только ни кто ка кбудто не знал, что так близко находится это чудовище, истинный облик и образ тоталитарного рабства, в которую превратилиу мою Родину.. только близкие, однажды , наткнулись в 1992-ом году на лагерь, близ березовой рощи... было очень странно и страшно, я к сожелению там так и не побывал. Речь мидет о месте в районе НЫового Уренгоя и Лимбеяхи...

23: 3 октября 2009 03:32
 
дикие места..
я была там.. трогала эти березки и кресты на впавших могилках..
хотела-бы,что-бы мои дети, тоже прочуствовали прощлое.

24: 16 октября 2009 14:17
 
Я был там в 91 впечатление грандиозное ,там еще бараки с колючкой были почему то думал что это лагерь ,и почти все детали паравоза надпилены на память наверное ,везде валялись коробки от пленки кодак ,классно ,спасибо за пост ,давно искал это место даже через google earth не мог найти

25: 16 октября 2009 14:49
 
recourse

26: 24 декабря 2009 17:59
 
)))спасибо всем!я от туда родомгород Салехард!!там действительно очень красиво!
Информация
Вы не можете оставлять комментарии к данной новости.

Загрузка. Пожалуйста, подождите...