Копипаст.ру - фото ню, юмор, фото приколы, бесплатные игры, демотиваторы, комиксы, девушка дня Фото приколы   Удивительное   Фото НЮ   Ещё »  

хочу только
эфир   блогород   недельник   лидеры   лучшие   архив   пopно  
Нас уже 74841. 
Подсчет онлайн...
сейчас
+ регистрация / вход

→ В НОВОМ

Готика. Временные рамки средневековья

14 сентября 2008 в 07:50Блогиby Энакин
43
рейтинг
6
коммент.

Итак, мы потихонечку подходим к концу периода, названного во времена Просвещения Средневековьем. Определимся в его хронологических рамках. Академические историки хмурят брови в ответ на просьбу очертить такие рамки. Оно и понятно. Очень трудно, если вообще возможно, сказать, в каком году умерла Античность и наступили Средние Века. Также, как трудно сказать, когда эти века закончились, уступив дорогу Ренессансу.

Хотя гунны, а потом и франки вторгаются на территорию империи уже в к. IV-н.Vвв., вряд ли справедливо приписать начало Средневековья исключительно их вторжениям.

Удобнее всего ориентироваться на эдикты императора Юстиниана. Того самого, кто силой созвал V Вселенский Собор, где навязал отцам осуждение не самых плохих богословов, по сию пору числящихся еретиками, а заодно – осудил Оригена. Этот император мнил себя охранителем и внешним главой Церкви и, так как Ей постоянно досаждали вольнодумцы, он решился закрыть Афинскую Академию – колыбель просвещения для всего мира ( и, конечно, по мнению Юстиниана, рассадник ересей). Произошло это в 529 году. Закрыв Афинскую академию, император вбил гвоздь в гроб античности, т.к. лишил ее базы – философии.

Последние профессора сбежали на Восток, где открыли арабам Аристотеля. Те, конечно, все перепутали и, когда Европе пришлось заново открывать Аристотеля по арабским спискам (и старым переводам Боэция), оказалось, что половина из них – труды Платона. Как бы то ни было, запомним, что VI век – гибель античного мира и начало полноценных Средних веков.

Раннее средневековье по традиции называют «Темными веками». Объяснение этого – в полнейшем отсутствии классической философии. Европейские умы, конечно, создали к собственную философии, которую мы сейчас называем схоластической («школьной»), но основа ее – римское право. Философия, основанная на юриспруденции, не могла привести ни к чему хорошему. Наступило мракобесие. Наступили «Темные века», которые продлились вплоть до X века. X век - время, когда каролингское просвещение достигло самых широких кругов; время ирландской учености.

Из прошлых постов мы помним их архитектурные маркеры – гробницы варварских королей и первые памятники времени Каролингов.

Позднее Средневековье, непонятно почему так названное, хронологически упирается в Ренессанс. Первым представителем новой эпохи называют внука Фридриха Барбароссы – Фридриха II, умершего в 1250 году. Подлинное Возрождение, однако, начинают считать по третям, примерно в 80 лет, начиная с 1450 года («Треченто»+ «Кватроченто»+ «Чинквеченто»). Заря позднего Средневековья в архитектуре – романский стиль, тяготеющий к античной строгости. Восход – готика, с которой мы сейчас и познакомимся.

Итак, у нас появились четыре зарубки на память – 1) VI век – закрытие Афинской академии, 2) X век – конец «Темных веков», 3) XIII век – начало просвещения при Фридрихе II Гогенштауфене и 4) XV век – Треченто. С удовлетворением отметив этот отрадный факт, перейдем непосредственно к памятникам готики.

Готика. Временные рамки средневековья


собор святого витта, 1344-1420, чехия, прага

Романское искусство, сколь ни тяготело к античности, корни имело в варварских культурах. Развиваясь на территории обособленных государств, это искусство, впитывало местные особенности и преображалось в них и через них. Название «готика» вполне условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом.

Готика. Временные рамки средневековья


замок карлштейн, основанный карлом IV в 1248 году, чехия

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.

В готике, кроме субъективного ощущения «одухотворенности» (весьма трудноопределимого), есть одна характерная и твердая черта –каркасная конструкция , делающая стиль легко узнаваемыми. Пройдемся обзорно по трем ключевым странам.

ФРАНЦИЯ. По общему признанию во Франции мы встречаем классическое выражение готического стиля. На севере Франции, собственно, она и зародилась, распространившись впоследствии на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Французская нация формируется в период объединения земель, т.е., в промежутке XII-XIV веков.

Готика. Временные рамки средневековья

церковь сен-дени

Первые памятники готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора.

Готика. Временные рамки средневековья



Непревзойденный образец – собор Парижской Богоматери. Был заложен в 1163.

Готика. Временные рамки средневековья



Как мы помним, он был выстроен на острове Сите – в центре города. Устраняясь от технических подробностей, скажем только, что заслуга зодчих в том, что они смогли отойти от обычной романской приземленности и сообщить собору устремленность всех форм вверх. Как пошутил Честертон устами патера Брауна – с такого собора невозможно взлететь; с него удобно падать.

Готика. Временные рамки средневековья


шартрский собор

Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины XIIIв.

Готика. Временные рамки средневековья


собор нотр-дам в реймсе

Реймский собор относят к периоду зрелой готики. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов. Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в XV в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм.

Готика. Временные рамки средневековья


собор нотр-дам в амьене

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. Амьенский собор – пример позднейшего этапа развития готики – «пламенеющей готики».

Готика. Временные рамки средневековья


убранство капеллы сент-шапель

Примерно к XIV веку затихает строительство грандиозных соборов. Заказчиками строительства становятся гильдии со своими, совсем не выдающимися потребностями. Готика, однако, от масштаба строения готикой быть не перестает. Пример – двухэтажная капелла Сент-Шапель на Сите, выстроенная при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов.

Надоело листать страницы? Зарегистрируйтесь и станет удобнее.
Страница 1 из 3 | Следующая страница

Нравится пост? Жми:


Похожие новости
Сочное воскресение!Кто какие книги читает?Крошечным креветкам удалось выж…Мои первые шаги в ФотошопеФотограф Koy
Все фото приколы и картинки »

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ЗА 20 СЕКУНД
Меньше рекламы, добавление новостей, голосование, подарки...



1: 14 сентября 2008 08:11
 
alfey!Спасибо Тебе БОЛЬШОЕ,за труды Твои!действительно,впечатление получить удалось,и можно сказать лишь то,что в этом разделе сайта намного интересней чем в любом другом его уголке... yeeeah mir friends drinks hi

2: 14 сентября 2008 08:19
 
Алфей тебе с кафедры вещать надо, а не доски строгать. Интересно, познавательно и доступно. Большое спасибо от благодарной аудитории!!!

3: 14 сентября 2008 10:33
 


...по-моему онblush





Собор Святого Витта - это крупнейший собор не только в Праге, но и второй по размеру собор Европы.





Внутреннее убранство Собора

4: 14 сентября 2008 15:32
 
yeeeah красота

5: 15 сентября 2008 10:01
 
Алфей - спасибо огромное за замечательные посты! Утро начинаю только с блогов и жду с нетерпением твоих постов!

6: 24 ноября 2009 23:52
 
NotrDame de Paris ШИКАРНЫЙ! girl_cra
Информация
Вы не можете оставлять комментарии к данной новости.

Загрузка. Пожалуйста, подождите...