Копипаст.ру - фото ню, юмор, фото приколы, бесплатные игры, демотиваторы, комиксы, девушка дня Фото приколы   Удивительное   Фото НЮ   Ещё »  

хочу только
эфир   блогород   недельник   лидеры   лучшие   архив   пopно  
Нас уже 74648. 
Подсчет онлайн...
сейчас
+ регистрация / вход

→ В НОВОМ

Мертвая дорога (21 фото)

10 июля 2009 в 14:24Прошлоеby sun
275
рейтинг
30
коммент.

Среди множества сталинских "великих строек" (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас - Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард - Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой бессмысленностью. Сталинская «стройка века», железнодорожный путь вдоль Полярного круга, оказалась никому не нужна. Исторические развалины действуют завораживающе. В огромной стране и развалины бывают неоглядными. Один из таких памятников недавней нашей истории растянулся на сотни километров вдоль Полярного круга. Это брошенная железная дорога Салехард – Игарка, которую еще называют «Мертвой дорогой».

alt

alt

Строительство железной дороги Салехард – Игарка, в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа.

В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка - Салехард. Ее строили зэки с 1947го по 1953 год под завесой полной секретности. Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели.

Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы - вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом - тяжелыми паромами, зимой - по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся.

Для Северных районов Сибири характерно существование зимников - временных автомобильных дорог, которые прокладываются зимой, после того, как выпадает снег, а многочисленные болота и реки покрываются льдом. Для того, чтобы сделать автомобильные переправы через реки более надежными, места переезда дополнительно замораживают - поливают водой, наращивая толщину льда. Железнодорожные ледяные переправы не просто поливали водой, в них вмораживали бревна, шпалы. Устройство ледовых переправ для железнодорожного транспорта - уникальное изобретение советских инженеров, такого, вероятно, не было ни до, ни после строительства дороги Игарка - Салехард.

alt

Освоение Севера с помощью железных дорог было давней мечтой русских инженеров. Еще до революции разрабатывались проекты магистрали через Сибирь и Чукотку в Америку. Правда, тогда никто не предполагал, что для исполнения грандиозных планов станут использовать подневольный труд.

После войны Сталин продолжил превращение страны в неприступную крепость. Тогда и возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительства железнодорожного подхода к нему. Сначала порт предполагалось строить на берегу Обской губы у мыса Каменный, но строительство железнодорожной линии проектной длиной 710 км, дойдя за год до станции Лабытнаги на берегу Оби напротив Салехарда, захлебнулось: выяснилось, что глубина моря недостаточна для крупных судов, а заболоченная тундра не дает строить даже землянки. Было решено перенести будущий порт еще восточнее – в Игарку – и строить железную дорогу Салехард – Игарка длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем планировалось продлить линию до Чукотки.

В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В нем работали лучшие инженеры.

Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с зэками. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. Вначале окружали сами себя колючей проволокой, потом строили землянки и бараки. Чтобы скудно прокормить эту армию, разработали безотходную технологию. Нашли где-то брошенные склады сушеного гороха, спрессовавшегося за многие годы в брикеты, в которых мыши проделали норы. Специальные женские бригады разбивали брикеты, ножами вычищали мышиный помет и бросали в котел…

Вдоль одноколейки по всей трассе на расстоянии 5 - 10 км друг от друга строились лагеря. Эти лагеря стоят до сих пор. Многие из них прекрасно сохранились. Бежать из лагеря было практически невозможно. Основная дорога - контролировалась охраной. Единственный путь к свободе лежал к Енисею, затем вверх по нему 1700 км до Красноярска или на север 700 км до устья Енисея или до Дудинки и Норильска, которые также строились заключенными и усиленно охранялись.

alt

alt

Люди старшего поколения помнят выражение «пятьсот-веселая стройка». Пошло оно от номеров специально образованных в МВД двух крупных строительных управлений – № 501 (Обского, охватившего западную половину трассы от Салехарда до Пура) и № 503 (Енисейского – от Пура до Игарки). Начальник последнего полковник Владимир Барабанов стал изобретателем системы зачетов, которые несколько сокращали сроки ударникам лагерного труда.

«Пятьсот-веселая» – типичный пример пионерной стройки по облегченным техническим условиям: руководящий уклон (максимальный уклон, на который рассчитаны составность и вес поездов) – 0,009% минимальные радиусы кривых – до 600 м, а на временных обходах – до 300. Линия была спроектирована одноколейной, с разъездами через 9-14 км и станциями – 40-60 км.

От Салехарда до Игарки было намечено 134 раздельных пункта – на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо. На станциях Ярудей, Пангоды, Катараль, Урухан – оборотные. Тяговые плечи (расстояния, которые проходят поезда без смены локомотива) были рассчитаны на грузовые паровозы средней мощности типа «Эу» и получались протяженностью от 88 до 247 км. Расчетный вес условного поезда составлял 1550 т при средней скорости 40 км/ч, пропускная способность 6 пар поездов в сутки.

Технику вместе с заключенными завозили на океанских «лихтерах» с севера по большой воде. После «смерти» дороги вывозить чтолибо с изолированных участков было себе дороже, и там остался своеобразный музей тогдашней технологии лагерного железнодорожного строительства.

alt

alt

alt

alt

Большая часть работ, в том числе земляных, выполнялась вручную. Грунт, который почти по всей трассе оказался неблагоприятным – пылевидные пески, вечная мерзлота, – возили тачками. Часто целые его составы уходили в болото, как в прорву, а уже построенные насыпи и выемки оползали и требовали постоянной подсыпки. Камень и крупнозернистый песок завозили с Урала. И все же стройка продвигалась.

К 1953 году - году смерти Сталина - силами заключенных было построено более 900 километров одноколейной железной дороги. После смерти Вождя строительство было спешно свернуто. Лагеря, паровозы, мосты, другое имущество просто брошено в тундре. Великая стройка, забравшая жизни более 300 000 человек кончилась провалом. В течение нескольких последующих лет незначительная часть имущества была вывезена, на некоторых участках, примыкающих к Оби и Енисею сняты рельсы.

Надоело листать страницы? Зарегистрируйтесь и станет удобнее.
Страница 1 из 3 | Следующая страница

Нравится пост? Жми:


Похожие новости
Десятка интересных исторических…Макияж по-советски (29 фото)Смерть фашистам! (111 фото)Фотки западных знаменитостей из…5 судьбоносных ролей, от которы…
Все фото приколы и картинки »

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ЗА 20 СЕКУНД
Меньше рекламы, добавление новостей, голосование, подарки...



1: 10 июля 2009 13:56
 
слышал есть планы достроить

2: 10 июля 2009 13:59
 
как страшно...как больно всё это вспоминать и осознавать....жестокая история у нашей страны....
погибшим в этом ненужном и адском строительстве вечная память... girl_cray

3: 10 июля 2009 14:00
 
статья интрересная. а сама по себе ситуация ,конечно, удручающа
на фото без слез не взглянеш

Цитата: bast
погибшим в этом ненужном и адском строительстве вечная память...

простите, память кому? зекам?

4: 10 июля 2009 14:10
 
Цитата: Дея
простите, память кому? зекам?
а какой процент там был зеков из всех политических,священников и просто непонравившихся той власти sad

5: 10 июля 2009 14:24
 
интересно

6: 10 июля 2009 14:24
 
Дея,

По большой своей сути, все как вы называите "зеки" были скорей политические, чем уголовные заключенные. Кто сидел в то время? Инженеры, военные, инакомыслящие, рассказчики политических анекдотов.

7: 10 июля 2009 14:25
 
зачет!

8: 10 июля 2009 14:34
 
Люблю побывать в таких местах... Около того места где я живу есть лес, в его глубине есть старая военная база после войны, люблю там побывать winked

9: 10 июля 2009 14:35
 
жуть vauu

10: 10 июля 2009 14:36
 
кстати, на Руси за ВСЮ историю было всего три тирана!!! два до революцию и один после.
Это:
1. Иван Грозный
2. Петр 1
3. Сталин

Для сравнения в какой то Италии их было пару десятков

11: 10 июля 2009 14:48
 
likonton,
распространенная ошибка :)
их было не больше 30 %. ознакомтесь пожалуйста с вопросом.только не на опусах Солженицына

12: 10 июля 2009 14:50
 
Цитата: Дея
простите, память кому? зекам?


vauu vauu vauu vauu vauu vauu vauu vauu vauu я полагаю, что "зэки" там были не совсем того рода, что сейчашние "зеки"!!
"...в системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В нем работали лучшие инженеры...."
вот пожалуй и ответ!
Цитата: likonton
Кто сидел в то время? Инженеры, военные, инакомыслящие, рассказчики политических анекдотов

friends

могу ещё добавить, что труд этот был подневольный и адский! поэтому Ваш вопрос мне непонятен!

13: 10 июля 2009 15:15
 
Помнится товарищ Сталин в 1953 году тово...дуба врезал.
В статье читаем что бросить дорогу оказалось куда дороже, чем эксплуатировать.
Здравый смысл подсказывает, что имея готовую коммуникацию - узкоколейку Салехард-Игарка, можно куда проще и дешевле протянуть нормальную ветку, чем строить все по новой.
В статье, так же, сказано, что "После смерти Сталина осенью 1953 г. началась спешная эвакуации людей и техники с опальной трассы..."
Стало быть - дурак, все-таки, тот, кто трассу бросил. Кто правил ПОСЛЕ Сталина.
Мозгами, робяты, думать надо. Товарищ Сталин обладая технологиями того времени делал благо.
А что армию Власова положили не в боях, а за Северным полярным кругом - мне ничуть не жалко! Какие бы там "лучшие" инжерены ни были...

14: 10 июля 2009 15:23
 
Roller,
ты
Цитата: Roller
долбоеб, все-таки

15: 10 июля 2009 15:38
 
Автор, сколько тебе лет?
Что ты Великие, по настоящему великие строки берешь в ковычки?
Ты в своей жизни никчемной ничего не сделал кроме как запостить эту херню. так что впредь думай что пишешь.

16: 10 июля 2009 16:33
 
Чо за ерунда? Два камента куда-то делись, проснитесь модеры! yeeeah

17: 10 июля 2009 17:18
 
kleva

18: 10 июля 2009 17:55
 
понравилось yeeeah

19: 10 июля 2009 17:58
 
Дея, Фи... в данный момент с вопросом "не ознакомлены" именно вы. Да там были и зеки, но 90% - политические.
Зы. А Солженицын мне не нравится... слишком предвзятое мнение имхо.

20: 10 июля 2009 18:26
 
"-Гвозди бы делать из этих людей!"

21: 10 июля 2009 19:18
 
Фотки 503 стройки. По 501 я прошел пехом в составе Салехардской экспедиции десяток лет назад.
С удовольствием почитал! Так там и есть и было. Мы прошли по всем более-иенее сохранившимся лагеряи. И даже привозили вертушкой одного из выживших там.
Перессказывать его рассказы - проще новую статью написать!.....Жутко...

22: 10 июля 2009 19:26
 
Очень интересная статья! Учитывая что 19 лет прожила в Заполярье и о существовании этой дороги даже не знала, даже в краеведческом музее ни слова об этом....

23: 10 июля 2009 19:39
 
Цитата: ol345
Перессказывать его рассказы - проще новую статью написать!.....Жутко...
а ты напиши и опубликуй,мы все с удовольствием почитаем!! winked

24: 10 июля 2009 19:51
 
banghead blush dash ахренеть

25: 10 июля 2009 22:02
 
Сильные фотки, еще один памятник билого величия несуществуещей империи

26: 10 июля 2009 22:51
 
Цитата: Дея
простите, память кому? зекам?

Не права! из них только процентов 25 были преступники, и то большинство из них выжило. т.к. умели приспособится к любой жизни! А остальные политические и фраера. В то время была,судьям была установка, сажать всех,за малейшую провинность. Как раз на мега стройки. Шоб на халяву работали!
ЗЫ;Не права. Учи историю

27: 11 июля 2009 10:59
 
занималась туризмом и охотой живя на Севере-повидала жуткие местА...заброшенные лагеря,шахты угольные,узкоколейки,с некоторыми бывшими заключенными удалось пообщаться лично,много было и бывших уголовников,слышали про "колоски"?когда люди собирали с колхозных полей оставшиеся после уборки колосья,чтобы не умереть с голоду...за это тоже сажали...воровство..страшные места,страшное время,только не надо рассказывать что это все преувеличено,и на самом деле было не так! sad

28: 11 июля 2009 17:28
 
люблю такие,исторические места,где всё пропитано эпохой того времени,эпичность,величественность...это не книжку какую читать по истории а живьём всё потрогать,хочу туда...люди которые бывали на подобных местах пишите в личку,пообщаемся,сам бывал только на заброшенных цехах бывшего мощного Ирбитского мотозавода(сам живу тут же)увы

29: 26 октября 2009 13:39
 
http://www.vesti.ru/doc.html?id=321879&cid=17

и эхтим все сказано

что забросили - постоят снова

30: 15 ноября 2013 03:32
 
Не надо было всех в одно кодло сгонять.Каждая нация и даже каждый человек неповторим и красив по своему,если он конечно ЧЕЛОВЕК.
Информация
Вы не можете оставлять комментарии к данной новости.

Загрузка. Пожалуйста, подождите...