Копипаст.ру - фото ню, юмор, фото приколы, бесплатные игры, демотиваторы, комиксы, девушка дня Фото приколы   Удивительное   Фото НЮ   Ещё »  

хочу только
эфир   блогород   недельник   лидеры   лучшие   архив   пopно  
Нас уже 74652. 
Подсчет онлайн...
сейчас
+ регистрация / вход

→ В НОВОМ

На грани — и за ней

26 сентября 2009 в 18:38Блогиby exitinred
73
рейтинг
65
коммент.

М. Максимов
На грани — и за ней


Поведение человека в экстремальных условиях

Должен сразу предупредить, что это тема тяжёлая, мрачная,— примером экстремальных условий будут служить гитлеровские концлагеря. Но сначала я хочу объяснить, почему взялся за эту тему. Дело в том, что лагеря уже с ранней юности внушали мне животный ужас и одновременно — притягивали к себе. Только став взрослым, я смог разобраться в этой мешанине чувств.

Прежде всего, оказывается, как только начинаешь задумываться над тем, что происходило в этих лагерях, внимательно читать книгу и смотреть фильмы, то сразу возникает множество вопросов. Вот лишь некоторые из них.

1. Почему было так мало случаев сопротивления? Обычная картина — колонну в тысячу человек ведут на работу три эсэсовца с собакой. Заключённые — немцы, они — на своей, родной земле. Ну почему не вцепиться зубами в горло этим эсэсовцам и не бежать? Почему лагерем в двадцать тысяч заключённых легко управляла эсэсовская администрация в сто человек — и всегда был полный порядок?

2. Почему заключённых так плохо кормили — на грани выживания? Ведь концлагеря выполняли в Германии определённую экономическую функцию, у них был план, производственная программа. А с 1939 года, с начала второй мировой войны, они стали работать и на войну. Рабочий день в лагере продолжался шестнадцать — восемнадцать часов, выходных не было. Казалось бы, немцы, такие дотошные и предусмотрительные, должны были понимать, что если заключённых кормить лучше, то и работать они будут лучше. Ведь в Германии не было голода, с продовольствием у них было всё в порядке почти до самого последнего дня войны.

3. Обычная ситуация, мы знаем её по фильмам и книжкам. В лагерь попадают два человека. Один — высокий, сильный, мужественный и т. д. Другой — невзрачный, не приспособленный к жизни, в очках и т. п. Но вот проходит всего несколько месяцев — и что мы видим? Тот, сильный, мужественный, буквально разваливается у нас на глазах, становится доносчиком, превращается в ничто — и погибает. А другой, в очках, несмотря ни на что, остаётся человеком, поддерживает своих товарищей по несчастью, совершает подвиг. Почему?

4. Группа заключённых загружает вагоны песком. Вдруг эсэсовец ни с того ни с сего приказывает им бросить лопаты и грузить песок руками. Или хрестоматийное выкапывание и закапывание канав, перетаскивание камней из одной кучи в другую и назад. Зачем? Конечно, среди эсэсовцев попадались и такие, которым страдание узников доставляло особое наслаждение, но это не объяснение, поскольку в большинстве случаев это были самые обычные немцы.


Это вопросы, на которые трудно ответить. И я привёл лишь несколько, есть ещё много других: почему запрещалось иметь часы, хранить фотографии близких… Всё непонятное — притягивает.

А теперь — самое главное. Привычная сцена из лагерной жизни: эсэсовец заставляет группу заключённых выполнять бессмысленные „упражнения“: „Встать! Лечь! Встать! Лечь!“ Смотришь — и волосы начинают шевелиться на голове, тебя охватывает животный ужас. Вроде бы ничего страшного. Мы привыкли видеть большие группы людей, согласованно выполняющих команды,— строй солдат, массовые гимнастические упражнения. Дело, однако, в том, что когда дают команду, то между её получением и началом исполнения есть небольшой зазор — нужно время на обработку команды внутри человека. Как бы мал ни был этот зазор, наблюдатель легко его улавливает. Так вот. У заключённого этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому что „нутра“ — нет. У этого существа (это не человек) нет внутреннего содержания, нет личности, нет души — как хочешь это называй. Ты понимаешь это кожей — и тебя сжимает страх. Ты понимаешь, что и с тобой можно сделать то же самое. Такое существо дальше я буду называть „идеальным заключённым“. Оно похоже на модель, управляемую по радио; один человек переключает кнопки на пульте управления — и тысячи, миллионы „идеальных заключённых“ выполняют нужные движения. Задачей гитлеровских концлагерей поначалу и было научиться превращать нормального, здорового человека за три года а „идеального заключённого“. Как? Об этом я и собираюсь рассказать.

Мой план таков: сначала — автор книги, из которой я обо всём этом узнал, и сама книга, потому что история её создания поучительна. Затем основное содержание — методика разрушения личности в условиях концлагеря и некоторые способы психологической защиты, за которые цеплялись заключённые. Окончу я разделом о том, какую роль играли концентрационные лагеря в жизни тогдашней Германии, в жизни свободного немца.

Бруно Беттельгейм
Это мой любимый автор. Я уже рассказывал о нём, когда писал о его книге „Не только любовь“ (М. Максимов. „Только любовь… Не мало ли?“. „Знание — сила“, 1987 год, № 7.). Повторю вкратце. Родился в 1903 году в Вене, по образованию — детский врач, тот, кого мы теперь назвали бы „детский психотерапевт“. Он — представитель известной венской школы психоанализа. Поначалу — последователь Фрейда, позже отошел от „ортодоксального“ психоанализа и разрабатывал свою собственную тему, суть которой — влияние среды на становление и поведение человека. Всю жизнь Беттельгейм лечит детей и написал про них много замечательных книг.

Переломными для него стали два года — 1938 и 1939, которые он просидел в концлагере, сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. В 1939 году его выпустили, и он уехал в США. Там организовал знаменитую ортогенетическую школу имени Сони Шенкман при Чикагском университете для детей с психическими травмами и расстройствами. В этой Школе он прожил вместе со своими воспитанниками больше двадцати лет. (Об этой Школе и идёт речь в его книге „Не только любовь“.) В последние годы Беттельгейм отошёл от руководства Школой — возраст даёт о себе знать, но по-прежнему его жизнь связана с детьми. Он организовал консультацию для родителей, где вместе с ними пытался понять „трудных“ детей. Он пишет книги, ездит по разным странам, выступает по телевидению.

Но вернёмся к концлагерям. Примерно через три месяца пребывания в лагере Беттельгейм стал понимать, что сходит с ума. Он обратил внимание на то, что включился в некую странную деятельность, которой все узники предавались, как только выпадала свободная минутка. Вместо того чтобы использовать эти редкие мгновения для отдыха — поспать, почитать,— заключённые исступлённо обсуждали следующие темы: возможные смены и перестановки в лагерной администрации и их последствия для заключённых, догадки о том, что завезут завтра в лагерный магазинчик, международное положение (например, будет ли Турция выступать на стороне Германии в случае войны). Ненормальность этой деятельности, которой Беттельгейм поначалу даже не мог придумать название, сразу бросалась в глаза: ведь узники были лишены какой бы то ни было информации о том, что они с таким жаром обсуждали, поскольку в лагере никогда ни о чём ничего не известно. Кроме того, общее настроение, атмосфера этих разговоров — всё, что ни произойдёт, всё — к худшему. В результате, заключённые оказывались в ещё более угнетённом состоянии, чем они были до этого.

И тут Беттельгейм принял решение, которое и сделало его Беттельгеймом. Чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог займётся изучением этого, несомненно болезненного, поведения человека в концлагере. Так родилась книга „Просвещённое сердце“. Но это ещё не всё. В лагере запрещалось держать карандаш и бумагу, делать записи. Беттельгейму пришлось писать эту книгу „в уме“ — долгими, бесконечными часами работая лопатой или перетаскивая камни, заучивать наизусть строчку за строчкой.

Забегая вперёд, скажу, что по мере продвижения к состоянию „идеального заключённого“ у человека появляется амнезия — частичная потеря памяти. Распад личности — распад цельной картины мира. Для узника становится реальным только то, что происходит внутри лагеря. Весь мир за пределами колючей проволоки нереален, его не существует. Все болезненные, мучительные воспоминания о семье, близких, о прошлой нормальной жизни подавляются. Человек начинает забывать то, чего нельзя забыть,— имена своих родителей, название родного города… Он видит: с ним происходит что-то ужасное, и этот ужас ускоряет разрушительный процесс, идущий в его душе. Книга, которую Беттельгейм „писал“ в лагере, спасла ему жизнь — защитила от лагеря, позволила остаться человеком.

К моменту выхода из лагеря она была почти готова — оставалось только её записать. Это большая книга — в ней триста страниц. (Бруно Беттельгейм. „Просвещённое сердце“ — Bruno bettelgeim, The informed heart, N. Y., 1960.)

Методика превращения человека в «идеального заключённого»

Впадание в детство


Суть метода — прививание взрослому психологии ребёнка. Это проявляется в лагере повсюду. Хроническое недоедание заставляет человека всё время думать о еде. Постоянные темы разговоров заключённых: что давали или будут давать в столовой, что удалось достать в лагерном магазине, стащить со склада, выменять на что-нибудь ценное, что едят эсэсовцы и т. п. Далее, в лагере особое, преувеличенное внимание — чистоте. У заключённых всё время проверяют чистоту рук, ушей, обуви, постели. Как их наказывают? Взрослому человеку при всём честном народе снимают штаны и стегают его розгами — типично детское наказание. Далее, в лагере действует огромное число законов, предписаний, инструкций, постановлений и так далее. Причём многие из них неизвестны заключённым, зачастую противоречат друг другу и создают в лагере такую обстановку, в которой каждый твой шаг — нарушение. Ты всё время находишься в состоянии нашкодившего школьника — тебя всё время есть за что наказать.

В результате — взрослый человек начинает вести себя, как ребёнок. В лагере между заключёнными нет сильных, постоянных привязанностей, нет настоящей дружбы. Узники — как дети, то поссорятся, то помирятся, то снова ссорятся. Этические нормы — детские. Заслугой считается украсть, утащить что-нибудь из лагерного хозяйства. В лагере полно добровольных доносчиков, хотя доносительство никак не вознаграждается, не создаёт лучших условий, не спасает от газовой камеры.

Эпизод из моего школьного детства. Как-то в классе третьем-четвёртом у нас в школе завели такой порядок. Утром у входа нас встречала милая пионервожатая в белом халатике с красным крестом. Мы показывали ей ладошки и входили в школу. Если у тебя ладошки грязные, ты отправляешься в умывалку, а затем в класс. Никого не наказывают, не высмеивают — инцидент на этом считается исчерпаным. Но я до сих пор помню то неясное чувство неловкости, стыда, унижения, от которого я смог отделаться, только прочитав Беттельгейма. Казалось бы, всё правильно: чистота — залог здоровья, но когда тебе десять лет, ты — взрослый человек, а эти ладошки низводят тебя до уровня трёхлетнего ребёнка.

Коллективная ответственность

В лагере не наказывают именно того человека, который совершил проступок. Наказанию подвергается вся группа заключённых, в которой находился провинившийся. Если нарушение произошло в бараке, наказывают весь барак, если во время работы — всю рабочую команду. Бывали случаи, когда и весь лагерь отвечал за проступок одного человека. Этот метод хорош тем, что заставляет самих заключённых следить, чтобы в лагере всегда всё было в полном порядке. Тебе не дадут совершить подвига, поступка твои же товарищи по несчастью — они вовремя свяжут тебя по рукам и ногам. Парадоксальная ситуация — интересы эсэсовцев и заключённых начинают совпадать.

Легко понять, что возможность нести ответственность за свои собственные поступки — это сильное душеукрепляющее средство, и в лагере оно недопустимо.

Не высовывайся

В лагере постоянно, примерно на одном уровне, поддерживается „фон террора“: время от времени на глазах у заключённых кого-то секут розгами, расстреливают, посылают в газовую камеру. Вот стоит эсэсовец. Он чувствует, что для поддержания этого фона уже пора кого-то наказать. Кого выбрать, когда все такие неразличимые — одинаково постриженные, в одинаковых полосатых пижамах? Того, кто хоть чем-то выделяется из общей массы, то есть ещё сохранил что-то своё, индивидуальное. Сила этого метода в том, что человек в своём естественном стремлении к безопасности станет сам производить внутреннюю работу по разрушению своей личности, чтобы слиться с этой серо-полосатой массой, стать неотличимым.

Не смотри

Ещё одна сцена из лагерной жизни. Эсэсовец измывается над своей жертвой. К месту действия приближается группа заключённых. Метров за десять они все, как по команде, демонстративно поворачивают головы в другую сторону и переходят на бег трусцой. Эсэсовец останавливает их: „Смотрите — так будет со всяким, кто осмелится…“. Что же происходит? Всё правильно — заключённые показывают эсэсовцу, что они „не видят“ того, что им не положено видеть, но видят, если им это прикажут. Суть метода — подмена естественных, спонтанных реакций человека реакциями по приказу: прикажут — вижу, прикажут — не вижу.

Почему в лагере запрещено носить часы? Имея часы, ты знаешь, сколько времени осталось до обеда, можешь распределить свои силы, сам что-то спланировать, сам, хоть в какой-то мере, управлять ситуацией. Это частный случай общего правила — отсутствие в лагере информации о чём бы то ни было. Информация — не просто удобство, это возможность самостоятельно оценить ситуацию, это какое-то право. А в лагере человек лишён даже „самого личного“ права — права на смерть. Попытка самоубийства наказывалась… смертной казнью.

Утренняя зарядка

Завыла сирена. 45 минут — на то, чтобы встать, прибрать постель, совершить утренний туалет, выпить чашечку тёплой жидкости, называемой „кофе“, и построиться на плацу. Заправке постелей — особое внимание. Всё должно иметь абсолютно правильную геометрическую форму: углы — прямые, поверхности — плоские. Подушка — в форме куба, одеяло, на которое специально нанесён симметричный прямоугольный рисунок, должно быть сложено способом, соответствующим этому рисунку. И не просто одна постель, но и ряд их в одном проходе должны быть выстелены по струнке — иногда эсэсовцы проверяют заправку постелей с помощью геодезических приборов.

Теперь представьте себе барак, двух- или трёхэтажные нары, а на них — люди, разбуженные сиреной после шестичасового заполненного кошмаром сна. Тот, кто наверху, неизбежно портит всё тому, кто внизу. И если хоть одна постель будет убрана неправильно, пострадают все. А у тебя только 45 минут. Идёт зарядка, зарядка враждой и ненавистью к своему же товарищу, заключённому.

Но вот с постелями покончено, теперь — в туалет. Ну, туалет — это слишком сильно сказано. На барак в тысячу человек — пять открытых всем ветрам и взорам толчков. Выстраивается очередь. У всех заключённых из-за плохого питания, тяжёлой работы и общей нервной обстановки трудности с желудком. Очередь двигается невыносимо медленно. Она начинает подгонять человека, занимающего толчок, оскорблениями, насмешками. Надо успеть, потому что потом, во время работы, если тебя прихватит, придётся идти к эсэсовцу и, превратившись в ребёнка, выпрашивать у него разрешение сходить в туалет. Вдоволь поиздевавшись над тобой, он может разрешить. А может — не разрешить.

Идёт утренняя зарядка злобой и ненавистью, которой должно хватить на весь день. Эта едкая кислота, накапливаясь внутри человека, обращается против него самого — разъедает его существо.

Защита


Работа

Если мы ищем средство самоутверждения, что-то такое, на основе чего можно строить, а не ломать, то первое, приходящее в голову, это работа. Человек может думать так: „Ну ладно. Я вижу, что творится вокруг. Но то, что я делаю, я делаю хорошо. Я — специалист, меня уважают, и этого у меня не отнимешь“. Конечно, в лагере не так уж много возможностей для квалифицированного труда, но кое-что всё же есть — небольшие заводы, мастерские и так далее. Представим себе интеллигента, который попадает, скажем, на кирпичный завод. Поначалу у него всё валится из рук, вместо кирпичей — причудливой формы лепёшки. Но он очень старается. И вот месяца через три он уже делает вполне приличные кирпичи. Они и ему самому нравятся, да и другим не стыдно показать. Правда, одна мысль не даёт ему покоя — а куда идут его красивые кирпичи? В соседнем лагере строится крематорий, в котором будут сожжены тысячи, миллионы людей. А может быть, и он сам. „И я своими кирпичами участвую в строительстве этого крематория“. Можно, конечно, посильнее зажмуриться и сосредоточиться на совершенствовании формы кирпичей. Но как только эсэсовцы замечают, что у заключённого кирпичи начинают получаться, его сразу же переводят на другую — самую грязную и тяжёлую работу. Цель — показать тебе, что от твоего умения, старания, от тебя ничего не зависит. Ты будешь делать то, что может сделать любой. Ещё лучше, если эта работа к тому же и бессмысленна. Отсюда перетаскивание камней с места на место и погрузка песка в вагоны ладонями.

Я говорил уже, что доносчики не пользовались в лагере никакими привилегиями. Принцип тот же самый — нельзя допустить, чтобы заключённый мог бы сам чего-то достичь, своими действиями повлиять на своё положение. Таким образом, у человека выбивается из рук мощное защитное средство — работа.

Элита

Другое сильнодействующее средство самоутверждения — власть. Управлять другими людьми, принимать решения, нести ответственность за судьбы этих людей — всё это, несомненно, цементирует личность человека. И в концлагере такая возможность существует. Потому что всей жизнью концлагеря управляют заключённые.

В бараке — это староста, а в больших бараках, состоящих из отделений, ему подчиняются старосты отделений. Бараки объединены в „острова“, и есть старосты островов, а на самом верху — староста лагеря. Капо, начальник рабочей группы,— заключённый, начальники столовой, мастерских, поликлиники — заключённые. И потому, в частности, сотня эсэсовцев может управлять лагерем в несколько десятков тысяч человек, что почти всю работу за них выполняют сами заключённые. Представителей этой разветвлённой, многоярусной иерархии называют в концлагере „элитой“.

Человек, прорвавшийся в элиту, действительно обладает властью. Но он не может не сознавать, что его цели полностью совпадают с целями эсэсовской администрации. Если ты — староста, то, защищая себя и людей из своего барака, ты должен стремиться к тому, чтобы в бараке всегда был полный порядок. А это как раз то, к чему стремится и эсэсовец. И мысль о том, что ты становишься активным соучастником всего, что творится в лагере, отравляет твою душу. Конечно, ты можешь спасти своего человека от газовой камеры. Но вместо него ты всё равно должен внести в список кого-нибудь другого. И поставить под этим списком свою подпись.

И ещё. Поразительно, как быстро человек, попавший в элиту, забывает те лишения и страдания, которые он терпел, когда был обыкновенным заключённым. Дело в том, что жизнь элиты резко отличается от жизни заключённых. Элита питается значительно лучше и отдельно, она лучше одета, меньше работает, больше времени проводит в помещении. Некоторые даже живут в отдельных комнатах. И вот староста посылает на смерть заключённого, которого он застал за одним из самых страшных преступлений — когда тот рылся в помойке в надежде найти картофельную шелуху. Староста, который ещё три месяца назад полжизни бы отдал за пригоршню этой шелухи, теперь представить себе не может, как это можно быть таким голодным. Это удивительное свойство человеческой психики — попав из невыносимых условий в более благополучные, человек быстро и начисто всё забывает. Поэтому староста не может залезть в шкуру заключённого, взглянуть на мир его глазами. Для старосты это существо другой породы, и здесь он тоже сближается с эсэсовцем, переходя на другую сторону колючей проволоки.

Самоучитель по выживанию
Книга Беттельгейма „Просвещённое сердце“ переведена на много языков. Автор предисловия к французскому изданию назвал её „самоучителем по выживанию“. Оба слова здесь важны. Во-первых, она помогает человеку защитить свою личность от разрушения, а в экстремальных условиях это равносильно физическому выживанию. Во-вторых, в книге можно найти много конкретных „правил поведения“. Они не собраны в одном разделе — эту книжку надо читать самому и самому выбрать из неё то, что тебе лично подходит. Это, действительно, самоучитель.

Итак, представим себе, что мы оказываемся в концлагере. И так же, как и Беттельгейм, очень скоро начинаем понимать, что ещё немного — и нам крышка. Надо сопротивляться. Но как? Первый шаг к спасению — понять, чему надо сопротивляться (знание — сила). Лагерь хочет превратить нас в „идеальных заключённых“, разрушив, с нашей же помощью, нашу личность. Значит, сопротивляться — это укрепить её, сделать её твердой, найти способы самоутверждения.

Самое общее правило — создать вокруг себя Область Автономного Поведения. Область, внутри которой можно самостоятельно совершать поступки и нести за них ответственность. Эту область ты тоже выбираешь сам, исходя из склада характера. Это может быть очень маленькая область.

Перескажу ещё раз эпизод из лагерной жизни Беттельгейма, который я приводил, говоря о воспитании детей („Знание — сила“, 1987 год, № 7.). Беттельгейм, ещё совсем новичок, сидя в столовой, брезгливо оттолкнул от себя миску с баландой. Его сосед, „старичок“ — так в лагере называют заключённых с большим стажем, — дал ему совет: „Если хочешь быстро сдохнуть, тогда можешь не есть. Но если ты решил выжить, то запомни: во-первых, ешь всякий раз, когда дают есть, во-вторых, спи или читай, когда предоставится свободная минута, и, в-третьих, чисти зубы по утрам“. „Старичок“ перечислил ему почти всё, что в лагере не заставляют делать. Поэтому чистка зубов по утрам может быть поступком. Самое важное: поступки — не только то, что мы делаем. Это то, что делает нас. Это формообразующее средство.

Мне очень по душе это место из книги. Здесь делается упор на личное, индивидуальное сопротивление. Человек, зная, против чего он борется, борется в одиночку. Я очень не люблю это знаменитое: „Один в поле не воин“. В истории, начиная с древней и до наших дней, были случаи, когда всего один человек говорил: „Нет. Не буду“ и тем останавливал неправое дело. Но даже если не было видимых последствий его поступка, в лагере становилось одним „идеальным заключённым“ меньше — значит, лагерь не победил.

И ещё — всякая Область Автономного поведения хороша, но некоторые — в особенности. Беттельгейм рассказывает о двух филателистах, с которыми он вместе сидел. Они, конечно, очень быстро нашли друг друга и, улучив минутку, страстно обсуждали свои коллекции. Первое время это увлечение давало им возможность сопротивляться лагерю. Но постепенно действие этого средства стало ослабевать — ведь коллекции-то остались дома. А всего, что находится вне лагеря,— не существует. Судьба этих двух филателистов трагична. Они не смогли больше черпать силы из этого источника, дружба их расстроилась, и вскоре они погибли.

А вот научная работа Беттельгейма в лагере — это пример совсем другой деятельности. Деятельности, непосредственно направленной на ту жизнь, которая его окружала. Надо добавить, что это было смертельно опасное исследование — ведь работа психолога связана с опросом „пациентов“. Каким образом в лагере, кишащем доносчиками, его никто не выдал, можно объяснить только атмосферой, которую создавала вокруг личность Беттельгейма.

Теперь, после этих общих рассуждений, я хочу сказать о двух конкретных правилах, выбранных из книжки.

Черта

В сознании человека всё время должна находиться черта — граница, которую он никогда, ни при каких условиях, не переступит. Совершая поступок, находящийся за этой чертой, человек просто перестаёт быть собой, и поэтому его существование уже не имеет смысла. Здесь важны две вещи. Первое — черта, которую ты для себя выбрал, постоянно должна находиться в твоём сознании. Второе — она может двигаться. Ведь условия в лагере меняются: то, что вчера ещё было смертельно опасно, сегодня — вполне допустимо. Или наоборот. Конечно, черту нельзя двигать уж очень часто и, во всяком случае, нельзя двигать в тот момент, когда ты принимаешь решение.

Вот реальный случай из жизни лагеря. Команда заключённых перетаскивает камни. Эсэсовец, присматривающий за их работой, вдруг замечает, что двое заключённых стараются выбирать камешки поменьше и этим нарушают принцип „Не высовывайся“. Требуется их наказать — эсэсовец приказывает им выкопать для себя могилу и залезть в неё. Затем он вызывает заключённого из соседней рабочей команды и приказывает ему закопать тех двоих живьём. Заключённый отказывается это сделать! Эсэсовец сопровождает приказ ударами приклада — снова отказ. Имя этого человека известно — им был польский аристократ Стшаска. Известно оно потому, что это был редчайший случай открытого неповиновения, за это в лагере — расстрел на месте. Но наш эсэсовец выказывает более глубокое понимание лагеря. Вот задача: как должен поступить эсэсовец? Пока читатель думает, поделюсь с ним следующим наблюдением. Я увлёкся этой книжкой давно и вот уже более десяти лет рассказываю и обсуждаю её с самыми разными людьми. И не было ещё ни одного случая, чтобы кто-нибудь из моих слушателей не нашёл правильного решения за эсэсовца.

Ну так что? Это очень просто. Надо, разумеется, вынуть тех двоих из могилы, посадить туда Стшаску и приказать им его закопать. И они его закапывают. А теперь что? Когда голова Стшаски уже еле виднелась из-под земли, эсэсовец приказывает им снова поменяться местами. Стшаску выкапывают, те двое — снова в могиле. На этот раз Стшаска их закапывает навечно…

У Стшаски была черта, и, значит, он был ещё человеком. Мало смысла было его расстрелять — он так и погиб бы вместе со своей чертой. Нужно было её сломать, и теперь Стшаска сам покатится по наклонной дороге, ведущей к „идеальному заключённому“.

До черты

Предположим, что тебе предстоит совершить гадкий поступок. Но он — до черты, поэтому всё нормально, ты его совершишь. Правило заключается в том, что ты должен сознательно отнестись к этой ситуации: привести доводы в пользу этого поступка. „Да, это мерзкий поступок, но я его совершу, потому что иначе: а) я лишусь чего-нибудь важного, б) пострадает моя семья или в) пострадают мои товарищи, или г) … и так далее.

На первый взгляд — уж очень удобное правило. Все мы люди интеллигентные, а это значит, что мы всегда сможем оправдать любое своё поведение. Но не будем спешить, разберём такую ситуацию. Вот типичный лагерный метод. Собирают группу людей и на протяжении, скажем, часа читают им вслух что-нибудь такое, что и так развешано по всему лагерю — правила лагерного поведения или лагерные новости, или ещё что-нибудь в этом роде. Это один из вариантов низведения взрослого до состояния ребёнка — насильно читать ему вслух то, что он и так знает или сам может прочесть. Теперь посмотрим, как ведут себя заключённые. Вот они получили приказ собраться в помещении, где происходит чтение вслух. Большинство сразу автоматически встаёт и идёт, куда сказано, — приказ без помех проваливается в ноги. Другие начинают ёрзать, как будто испытывают некоторое неудобство. Они себя убеждают, что надо идти. А потом — идут. И это — замечательно, это значит, что они ещё не прошли весь путь, ведущий к „идеальному заключённому“. Самое страшное — автоматизм поведения: сказали — идёшь.

«Мусульмане»

Итак, методика готова. Впереди — цель, которую рисовал перед собой Гитлер: он один за пультом управления — и миллионы „идеальных заключённых“, мгновенно исполняющих команды. Эта идеальная картина выглядит мрачно и безысходно. Но я хотел бы закончить обсуждение этого раздела на оптимистической ноте. Дело в том, что эта цель недостижима.

„Мусульманами“ называли в концлагере заключённых, которые прекратили сопротивление и уже не замечали ничего вокруг. Они перестали принимать пищу, следить за собой и лишь машинально выполняли приказы, поступавшие извне. У них не осталось уже никаких внутренних побуждений. Если положить в руку „мусульманину“ кусок хлеба, он машинально сжует его, уставившись в одну точку отсутствующим взглядом. Другие заключённые узнавали „мусульманина“ по характерной походке — он шёл, приволакивая ноги. Жить ему оставалось недолго, это — ходячий труп.

„Мусульманин“ — и есть „идеальный заключённый“. Осталась одна оболочка, внутри — ничего нет, нет и стремления жиль. А человек живёт до тех пор, пока хочет жить. Создать „идеального заключённого“ можно, но это будет нежизнеспособное существо. И если бы Гитлеру удался его план „перевоспитания“ людей, то он получил бы целую Германию мертвецов.

Теперь займёмся теми, кого не удалось „перевоспитать“. Ведь были заключённые, которые выдержали и пять, и даже десять лет лагеря. Откуда у них запас прочности? Дело в том, что эти люди выросли и большую часть жизни прожили в дофашистской Германии. Они создали в своей душе фундамент, на который можно было опереться. Вот эти „пережитки прошлого“ и дали им силы сопротивляться давлению лагеря. Не всё удалось сохранить, не обошлось, разумеется, без потерь: они стали не такими людьми, какими вошли в лагерь. Но они — выжили. И примерно к 1942 году, когда стало ясно, что программа перевоспитания Германии не даёт нужных результатов, рабочие лагеря стали постепенно превращаться в лагеря уничтожения — лагеря смерти. А новые уже строились сразу как лагеря смерти.

Итак, взрослые люди оказались не очень подходящим материалом. А что если взять ребёнка с чистой, как белый лист бумаги, душой и прямо со школы готовить его в „идеальные заключённые“? Или ещё лучше — прямо с яслей. Так возникла фашистская молодёжная организация „Гитлерюгенд“. Довести этот эксперимент до конца не удалось, но каков был бы результат, мы уже знаем.

Теперь я хочу задать ещё одну задачу. Необходимо разбить всех заключённых на несколько групп. В первую группу поместить тех, кто лучше врего мог сопротивляться лагерю, во вторую — тех, кто похуже, в третьих ещё хуже, и так далее.

Читателю вновь предлагается немного подумать. А вот ответ, данный жизнью. В последней группе — чиновники всех видов и мастей. Для них главное в жизни — это мундир, регалии, чины, отношение начальства. То есть все жизненные ценности — внешние. Попав в лагерь, они моментально всего этого лишаются и оказываются голыми. Основное достоинство чиновника — умение слушаться — здесь оборачивается против него. И в результате быстрый распад личности.

На втором месте — глубоко верующие люди. Это понятно — в нормальной жизни они занимались совершенствованием своей души. У них есть вера, и её можно взять с собой в лагерь. И там она может даже укрепиться. Верующие в лагере стараются держаться вместе, помогают друг другу и поддерживают других заключённых.

На первом месте — люди, для которых честь намного важнее жизни. В старину это были аристократы, теперь — затрудняюсь найти нужное слово, пусть будет „аристократы духа“.

Я считаю, мне повезло — первый раз я прочёл „Трёх мушкетеров“ в сорок лет. И понял, что в деле укрепления своей личности они — профессионалы. Они — живое воплощение морального кодекса „строителя феодализма“, они всё время на виду. И они должны драться.

Я не забуду чувство горечи, которое в детстве охватило меня, когда я узнал о дуэли Пушкина: „Ну зачем он дерётся? Если бы не дрался, то написал бы…“ Если бы не дрался, не был бы Пушкиным. И главная тема „Трёх мушкетёров“ — не Д'Артаньян, а Атос. Невозможно представить себе Атоса, который, переодевшись в женскую одежду, пробирается „на разведку“ во вражескую крепость. Атос открыто въезжает на коне в стан неприятеля.

Если же общество лишается „класса“ людей, которые ценой собственной жизни поддерживают идеалы чести и достоинства на должном уровне, то этот уровень начинает падать. Но откуда им было браться? — вот вопрос, на который нелегко найти чёткий ответ.

Концлагеря и остальная Германия

После освобождения Германии от фашизма всему миру открылась страшная правда о гитлеровских концлагерях. Потрясённые всем увиденным, союзники спрашивали у немцев, переживших фашизм, знали ли они о существовании лагерей. И очень часто получали ответ: „Нет, мы ничего не знали“. Это замечательное свойство противоречивой человеческой психики — не знать того, что знаешь, но страшно не хочешь знать.

Страх
Нельзя было не знать — о лагерях писали в газетах, говорилось по радио. Правда, никаких подробностей не сообщалось. Но это ещё хуже — если бы знать, что тебя там ждёт, можно как-то подготовиться. А то — как смерть. Человек внезапно исчезает, и всё.

И ещё: чем отличается страна, в которой действует множество самых жестоких законов, от страны, в которой вообще никаких законов нет? В первом случае ты знаешь, за что и когда тебя повесят. А во втором — ты добропорядочный немец, ходишь в церковь, слушаешься начальство, образцовый семьянин. И вдруг ночью стук в дверь — гестапо.

Поначалу вроде бы ничего. В газетах и по радио — шумная кампания против цыган. Всех цыган — в лагерь. Но я не цыган, меня не заберут. Следующие на очереди — обитатели полусвета: содержатели ночных заведений, гомосексуалисты и так далее. Опять пронесло. Но дальше — хуже. Вот какая-нибудь группа людей, сознавая важную роль, которую она играет в обществе, начинает слишком много себе позволять. Например, врачи. Или адвокаты, учёные-физики и так далее. Они требуют для себя свободного доступа к информации, поездок за границу к коллегам. У них есть и духовный вождь — всемирно известный, всеми уважаемый учёный. С ними поступают так. Выбирают случайным образом каждого десятого и — в лагерь. При этом их лидер может случайно в эту выборку и не попасть.

Но вот — мой сосед по лестничной площадке. Я его прекрасно знаю — абсолютно лояльный, преданный всем идеалам национал-социализма немец. Чуть что — „Хайль Гитлер!“. Ночью слышу, как подъезжает машина, гестаповцы поднимаются по лестнице, стук в соседнюю дверь. Теперь от страха уже некуда деться.

Жить в таком состоянии нельзя. Чувство самосохранения требует полностью слиться с властью. Проникнуть не умом, а сердцем, всеми фибрами своей души в её душу. Угадывать мельчайшие колебания её настроения. Раствориться в ней полностью. Но для этого надо сначала растворить свою. И человек начинает внутреннюю работу по уничтожению своей личности. Посмотрим на него, когда он читает газету. Собственно, он её и не читает. Ведь газета создана не для того, чтобы служить окном в мир, в котором ты живёшь. Он читает там, где ничего не напечатано — между строчек. Он её впитывает целиком. Он сливается. Теперь ему уже не нужно приказывать — он сам знает, чего от него хотят. И тогда к нему приходит чувство безопасности. Но эта безопасность мнимая.

«Гитлерюгенд»
Мой дом — моя крепость. Пусть на улице маршируют эсэсовцы, а со всех стен на меня смотрит этот мерзавец с чёлкой и усиками. Пусть на службе при встрече с начальником я вытягиваюсь в струнку — „Хайль!“. Пусть в разговоре с друзьями за кружкой пива приходится всё время быть начеку — здесь и стены имеют уши. Пусть над всем этим витает призрак концлагеря. Пусть! Но вот я — прихожу домой, и здесь я — хозяин. Я управляю этим маленьким миром, я отвечаю за всё. Чтобы все были сыты, одеты, обуты и обогреты. Чтобы дети выросли, несмотря ни на что, честными немцами. Мой дом — моё последнее прибежище, здесь я делаю то, что считаю нужным. И говорю то, что думаю.

Ты понимаешь, что это и есть Область Автономного Поведения — крепость, которую сам человек строит, чтобы защититься от фашизма. Необходимо, следовательно, её разрушить. В каждой семье есть дети, и они — члены „Гитлерюгенд“. А там — свой фюрер, и он приказывает слушать, о чём говорят дома родители. И, если услышишь что-нибудь не то, сообщать ему. И нашлись дети, которые доносили. Немного — на всю Германию не больше десятка случаев. Но каждый раз — шум по радио, во всех газетах — статьи с портретом ребёнка, который возводился чуть ли не в ранг национального героя. И этого оказалось достаточно. Угроза — страшнее исполнения.

А теперь — попробуй отшлёпать своего малыша.

Портреты

Один из самых важных уроков, который можно извлечь из книги Беттельгейма,— замечай всё, что происходит вокруг тебя. И если какая-то деталь чересчур навязчиво попадается на глаза — подумай, нет ли в ней смысла. Может быть, она тоже „работает“.

Портреты Гитлера человек встречал на каждом шагу. Выходишь на улицу — Гитлер, на службе, в метро, в магазине, в кино — Гитлер. Приходишь домой — и там, даже если на стене и нет портрета, достаточно включить радио — там тоже Гитлер. Может быть, всё дело в том, что Гитлеру очень нравилась собственная физиономия? И ради этого работала целая индустрия, миллионными тиражами выпускавшая портреты всех видов и размеров? И поэтому твоё неучтивое обращение с портретом, в который ты завернул сосиски, могло стать содержанием доноса в гестапо?

Если ты перестал замечать портреты, то дело твоё плохо. Это значит, что ты уже слишком далеко продвинулся на пути к „идеальному заключённому“. Тогда портреты — не для тебя. Они для тех, кого мучают мысли о том, что в родной стране — фашизм. Что ты являешься не просто свидетелем того, что творится вокруг, — это творится твоими руками. Руками, которые делают фаустпатроны, собирают подслушивающие аппараты, пишут книги и речи, которые произносит фюрер. И ты знаешь — не в твоих силах что-либо изменить. Ты — ничто, ты — ничтожество. Эти горькие мысли, направленные против себя самого, действуют как яд. И очень важно, чтобы они не оставляли тебя ни на минуту. Чтобы от них негде было скрыться. Поднимаешь голову — на тебя смотрит сам фашизм.

Заключение


Напоследок — ещё один эпизод из лагерной жизни. Колонну женщин-заключённых ведут в газовую камеру. Женщины уже раздеты. Они знают, что через пять минут погибнут. Эсэсовец, сопровождающий колонну, вдруг узнаёт в одной из них известную на всю Германию танцовщицу. Тогда он останавливает колонну, вызывает её из строя и приказывает что-нибудь для него станцевать. Женщина, танцуя, приближается к эсэсовцу и начинает кружиться вокруг него. Улучив момент, она выхватывает у него пистолет и пристреливает его. И тут же гибнет сама под пулями сбежавшихся на выстрел эсэсовцев.

Надо ли тут что-либо объяснять?

„Знание-сила“
Надоело листать страницы? Зарегистрируйтесь и станет удобнее.

Нравится пост? Жми:


Похожие новости
А виноваты ли чёрные кошки?Монголо-татарское Иго На РусиВся суровая правда о девушках )…СлоникиКнига жалоб и обожаний
Все фото приколы и картинки »

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ЗА 20 СЕКУНД
Меньше рекламы, добавление новостей, голосование, подарки...



1: 26 сентября 2009 17:16
 

2: 26 сентября 2009 18:19
 
vauu vauu

3: 26 сентября 2009 19:21
 
Ответ на первый вопрос: потомучто через 50 метров ещо 3 ссовца, потом ещо 3, потом полк... + бежать некуда (ведь на своей земле то)
+никогда на такое количество человек не бывает три конвоира.. понимаю, что образно, но всетаки, фашисты тоже были не тупые.
2) меньше денег на еду = больше соляры, боеприпасов, техники + немощность заключенных исключает бунты.
3) Сценарий такой..
4) А обычные люди не могут получать удовольствие от издевательств? Это чтото армейского юмора - комуто весело, кому то кажется зверством.

Вы правда немогли понять "почему так"?

ЗЫ дальше вопросов читать обломался, многа букв да и после таких вопросов кажеться что то, что ниже не несет ничего особо нового.
popcorm1

4: 26 сентября 2009 19:38
 
Так вроде все ясно и понятно, как сохранить себя... но... и причем большое НО! Германия так себя и не спасла сама, - изнутри так сказать! Знать все-таки Гитлер поработил немецкий народ удачно!


ps Evil is rising!

5: 26 сентября 2009 20:53
 
Как человек, владеющий темой, комментировать её могу бесконечно, но сёдня я выходной, и мне в лом. beach beach beach
ПЫСЫ: Гитлеровские "лагеря смерти" и сеть ГУЛАГа - страшнейшие порождения человеческого злодейства. ИМХО xyxgun

6: 26 сентября 2009 21:02
 
Стыдно, но я нифига не осилила пост sad

Надеялась по комментариям разобраться winked

7: 26 сентября 2009 21:24
 
CtulhU,
обоснуй... no

8: 26 сентября 2009 21:27
 
Мишук,
+500

9: 26 сентября 2009 21:39
 
Цитата: Мишук
CtulhU,
обоснуй... no

да, мне тоже интересно. Может, потому что свои своих?

10: 26 сентября 2009 22:47
 
отличная статья !!! еще раз доказывает что люди стадо !!!куда направят -туда и пойдут!!!

11: 26 сентября 2009 23:12
 
mkacapov, если думать в эту сторону, то смысл не в стаде, а в том, что человек зверь, трусливый поэтому у кого палка - тот гнет остальных, пока не придет самец у которого палка больше и крепче. и о том что большинство, которые без палок, бояться более сильных.

12: 27 сентября 2009 00:11
 
Выше означенные лагеря - ЛАГЕРЯ СМЕРТИ! То есть , люди заключенные там не предназначаются для производства каких либо благ, или пользы! ОНИ ВСЁ РАВНО ДОЛЖНЫ ПОГИБНУТЬ! ЭТО ЦЕЛЬ данных лагерей! По этому их так мало кормили....(Ответ на вопрос 2) Из этого следствие: ответ на вопрос №1: да они этого ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОГЛИ!!!!!!!Будь их хоть 10000! Вы сами видели много фильмов про зомби! Они идут просто тупым строем! С этим справится и два автоматчика!
ответ на вопрос №3:
Да просто более сильному нужно больше питания, для поддержания себя в такой форме! А когда тебя не кормят, человек привыкший к хорошему обеспечению, очень быстро ломается, деградирует и сдается! А человек привыкший к недоеданию, этого почти не замечает....
И ответ на вопрос №4: ЭТО ЛАГЕРЯ СМЕРТИ! Если БеломорКанал строили за счёт ЗК, то здесь не нужен был труд созидательный! здесь нужно было больше как бы оправданных причин для уничтожения человека! Не хочешь таскать? - Пуля!!!!!!!
Споткнулся и не справился? - ПУЛЯ!
Созидательный труд был НЕ НУЖЕН! НУЖНО БЫЛО КАК БЫ ОПРАВДАННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ.....

13: 27 сентября 2009 00:17
 
Цитата: nikitos73
Созидательный труд был НЕ НУЖЕН! НУЖНО БЫЛО КАК БЫ ОПРАВДАННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ.....
mir
смотрела фильм где одного заключенного заставляли в ладонях переносить снег из одного края двора в другой , а когда перенесет сугроб - нести обратно... banghead

14: 27 сентября 2009 01:11
 
Тут, что ли, одни дерьмократы?

Давайте поужасаемся как страшна толпа, эдакое быдло, как страшны лагеря, особенно, когда ни за что - "не тырил я её, начальник, не тырил!"

Этому психиатру довелось увидеть на своём опыте - что делают те, с кем он вежливо здоровается и чьих детей он лечит от психопатии - с нормальными людьми - в мирное время - без всяких лагерей. Вот и всё. И это ему показалось страшно - ой... Надо же. А так, вроде красиво - пасётся стадо, а кто поумнее руководит :) Когда он сам попал под раздачу - сразу стал мыслить научно :)

Вы, ради интереса - подойдите к какому-нибудь джипу, тысяч за двести (не, двести - это из девяностых и из провинции - за триста пятьдесят тире пятьсот :) ) - и попробуйте заглянуть в окно - Вам психология покажется как дважды два :) Там сразу всё поймёте - и про лагеря и про психологию, а особенно - про то, что вот это всё занятно, только для этого всего - не надо лагеря - достаточно - вот такого гражданина в джипе, детей которого лечит врач, пишущий про ужасы нацизма :)

15: 27 сентября 2009 01:21
 
nikitos73,
"лагерями смерти" считают только малую часть от всех немецких концлагерей. Это: Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек и Освенцим (которые отчасти были и простыми концентрационными лагерями). Также к "лагерям смерти" часто отнесят Ясеновац в Хорватии и Малый Тростенец в Белоруссии. Вот там да, производственные цели были третьестепенной задачей (но они всё равно были и там). А целью обычных концлагерей было "совместить приятное с полезным" - рабский труд заключённых с изоляцией социально опасных для режима элементов. Аффтар, утверждая, что в Германии не было продовольственного кризиса, видимо совершенно не владеет темой.

Цитата: alexandr200707
Тут, что ли, одни дерьмократы?

Ну что Вы! Фашисты тоже попадаются! angry
Куда-то Вас, милейший, унесло от темы...

16: 27 сентября 2009 01:46
 
Цитата: Мишук
Ну что Вы! Фашисты тоже попадаются! angry
Куда-то Вас, милейший, унесло от темы...


Милейший - это Вам, наверное, тот психиатр. Его принесло к теме, когда попал в такое дерьмо, которое такие как он организовывали для всех окружающих. Пример - вероятно, обожаемый Вами, ходорковский - тоже - предприниматель, мирная профессия, а трупов на счету побольше, чем у любого охранника лагеря - и вот - тоже попал - свои кинули - теперь в таком кошмаре - что, созовём народ пожалеть его? :)

Кстати, альтернатива дерьмократии - в виде фашизма - как раз одно из обожаемых пугал дерьмократов, при которых творится такое, что фашизм нервно курит - но как пугало - как же - лагеря же, нельзя свободной личности создавать антиобщественную систему для своих - фашисты кругом...

17: 27 сентября 2009 02:20
 
***Ну почему не вцепиться зубами в горло этим эсэсовцам и не бежать?***
Потому что эсэсовцы вооружены, узники истощены, а на смену троим тут же прибегут триста.
***Почему заключённых так плохо кормили — на грани выживания?***
Потому что еда стоит денег. А при любой кормежке, находясь в КОНЦЛАГЕРЕ человек все равно не будет хорошо работать. Тарелка каши - плохое утешение для того, кто за решеткой. Так зачем платить больше.
***Почему?***
Потому что рост и мышцы не значат ничего, когда требуется стойкость и упорство. Люди все очень по-разному себя проявляют.
***Зачем?***
Затем, что это еще и тюрьма.
Цитата: CtulhU
гулаг наверно страшнее

Конечно, гулаг страшнее. В гулаге ведь сидели никакие не уголовники: воры и убийцы, а сплошь одни честные люди. Солженицын, например, там сидел, и даже написал душещипательную книжку. И разумеется, все они посажены ни за что, а просто так, схвачены на улице по прихоти Сталина. Он и приказ лично подписал для каждого из ста миллионов узников.
А еще в гулаге было плохо. Там не кормили, заставляли строить каналы, железные дороги и убирать снег. Ну какая ж это созидательная деятельность? Это пытки. Ведь все знают, что в тюрьме должно быть хорошо. Там должен быть телевизор, диван и компот три раза в день. И свежие газеты. Чтобы непременно хотелось вернуться. А иначе нарушаются права человека, и ему некомфортно сидеть в тюрьме ни за что.

Цитата: nikitos73
здесь нужно было больше как бы оправданных причин для уничтожения человека!

Разумеется, для собственного удовольствия.

18: 27 сентября 2009 02:44
 
ну скажем так. меня зацепило. доросла до книги Солженицина. хотя доросла до нее уже довно, но...
Но боюсь, что читать я ее не буду. очень тяжело все это воспринимать. автору спасибо за пост, заставил задуматься в очередной раз. но мозг, конечно, рвется. до сих поо я очень мало знаю о гитлере и иже с ним, и только потому, что духа не хватает на осознание информации...

19: 27 сентября 2009 03:02
 
CtulhU
Реальная сущность 58 статьи лежит весьма далеко от анекдотов о Сталине и кражи трех колосков. У любого государства есть враги, подрывная деятельность наказуема при любой власти. Если Вы думаете, что за антигосударственный заговор Вас не посадят в наше время, ошибаетесь. Сшить дело, построить лагерь в Сибири(!), обеспечить конвоирование и охрану - это тоже труд. Который за просто так не делается. Должно быть основание.
Цитата: CtulhU
сидели там по 58.статье

Что, прям все? Или хотя бы большинство?..
Пиар, он такой пиар. Статья маленькая, а раскручена, как Дима Билан.
Цитата: CtulhU
читайте Оруэлла "1984"

И что писал художественный автор Оруэлл о ГУЛАГе и 58-й статье?

20: 27 сентября 2009 07:39
 
popcorm1

21: 27 сентября 2009 08:32
 
alexandr200707,
о Ходорковском мало что знаю, по сему о количестве загубленых жизней на его совести спорить не буду. Знаю только, что посадили его не за эти гипотетические "трупы", а за очень конкретные вещи (ибо нефик оппозицию финансировать, а то ишь)! Так что законностью и справедливостью в данном случае и не пахнет. А вот попытки лечить сложные социальные проблемы простыми методами (не реформами и трудом, а "твёрдой рукой", "закручиванием гаек", "отнять и поделить", "во всём виноваты инородцы и внешние враги", и т.д., и т.п.) всегда приводили общество по одному проктологическому адресу. Без вариантов. Истории известна масса таких примеров. Хотите ещё раз попробовать наступить на эти грабли? На здоровье! Правда, хочу предупредить: Вы наверное наивно полагаете, что будете среди "сажающих"? Сильно ошибаетесь!
И какое "такое" творится при демократии, что было бы хоть отдалённо похоже на гитлеровско-сталинские лагеря?

Red2Cat,
ну, товарисч хвостатый красногвардеец, вы однако жжоте! Не, блин, не было никаких репрессий, в ГУЛАГе исключительно блатные сидели и созидали, созидали, созидали, как проклятые! Не, какое там большинство! Так, несколько миллинов всего-навсего (расстрелянных по этой конечно "распиаренной" статейке можно не считать ваще)...А насозидали то они, йоксель-моксель!!! Что-то грандиозное помимо Беломора (хотя обьект тоже грандиозности и полезности весьма сомнительной, учитывая его низкое какчество) припомните, плиииз(изобретения шаражкиных контор в расчёт не принимаются, ибо умственной работой люди, сидевшие там, занимались и ДО посадки)... Основание для "работы" по репрессиям? Паранойя одного конкретного "вождя" помноженная на бредовые идеи одной конкретной партии. Вот вам основания. Разве кто-то утверждает, что Сталин лично арестовывал, расстреливал, сажал, шил дела? Нет (хотя и по личным распоряжениям было уничножено изрядно), но он создал, развивал и поддерживал систему власти, которая делала всё это за него и для него.

22: 27 сентября 2009 09:47
 
Судя по гневным обличающим комментариям, все бывали в концлагерях и толк в этом знают.

***

И не дай Бог нам с вами такого испытать. Статья хорошая, пригодится и в нашей жизни, тоже своего рода лагерь.

23: 27 сентября 2009 10:22
 
Цитата: Мишук
вы однако жжоте!

Разумеется. Издеваюсь, как могу.
Цитата: Мишук
Не, какое там большинство! Так, несколько миллинов всего-навсего

Угу. Количество миллионов каждый год, после очередного "исследования" - удваивается.
Цитата: Мишук
расстрелянных по этой конечно "распиаренной" статейке можно не считать ваще

Угу, можно не считать, но клеймить и срывать покровы - необходимо. Напрасно пренебрегаете. Жаль, не помню, где лежит объективная статистика. Там презабавные цифры.
Цитата: Мишук
припомните, плиииз

Днепрогэс. Металлугрия Донбасса. Десятки новых городов. Назовите хоть один город, построенный при демократии.
Цитата: Мишук
Паранойя одного конкретного "вождя" помноженная на бредовые идеи одной конкретной партии. Вот вам основания.

Однако, порой демонизация Сталина доходит до абсурда. Оказывается, параноик он был. Настолько параноик, что сажал случайных, незнакомых людей.
Цитата: Мишук
И какое "такое" творится при демократии, что было бы хоть отдалённо похоже на гитлеровско-сталинские лагеря?

Например, за девяностые вымерло от преступности и низкого уровня жизни больше народу, чем расстреляно за все время правления Сталина. В тюрьмах сидит больше народу, чем сидело тогда.
Но это слушать неинтересно. Это же демократия, всем известно, что так и надо, главное, что лагерей нет. А вне лагеря можно нищенствовать и умирать, сколько хошь - никто слова не скажет. Это же демократия. И на лагеря совсем не похоже (а это главное!).
А Сталин - он ух! Страшный был, усатый. И фильмы ужасов про него снимают. Поэтому Сталин, конечно, страшнее.

UPD, 15 минут спустя:
У нас в Украине выставку возили по городам. Громко, с помпой, плясками с бубном, блекджеком и шлюхами.
Фотовыставка о голодоморе. Ужасы сталинизма как они есть. Скелетообразные дети, разоренные деревни, умершие крестьяне итп.
Ходили туда сердобольные граждане и ужасались кошмарам, творимым кровавым режимом.
А через пару месяцев - кто бы мог подумать?.. Небольшой конфуз. Оказывается, фото украинских доходяг чуть более чем наполовину сделаны в Поволжье, Польше, США времен депрессии, и слегка приукрашены фотошопом. Ибо не нашлось у них фото Украины. А так хотелось сделать что-то полезное.
Не в тему, но о том, как формируется сферическая правда о Сталине в вакууме, представление я донес.

24: 27 сентября 2009 10:54
 
Цитата: Red2Cat
У нас в Украине выставку возили по городам. Громко, с помпой, плясками с бубном, блекджеком и шлюхами.
Фотовыставка о голодоморе. Ужасы сталинизма как они есть. Скелетообразные дети, разоренные деревни, умершие крестьяне итп.
Ходили туда сердобольные граждане и ужасались кошмарам, творимым кровавым режимом.
А через пару месяцев - кто бы мог подумать?.. Небольшой конфуз. Оказывается, фото украинских доходяг чуть более чем наполовину сделаны в Поволжье, Польше, США времен депрессии, и слегка приукрашены фотошопом. Ибо не нашлось у них фото Украины. А так хотелось сделать что-то полезное.
Не в тему, но о том, как формируется сферическая правда о Сталине в вакууме, представление я донес.
ооо, респект за, то, что не болен темой голодомора drinks

25: 27 сентября 2009 10:54
 
Спасибо)

26: 27 сентября 2009 11:35
 
Цитата: CtulhU
Социализм в англии карательный аппарат
работает ради удовольствия карать

Конечно, все просто для лулза. Какие жестокие они - эти сферические социалисты в вакууме, что якобы будут когда-нибудь, в гипотетическом будущем, непременно править в Англии, и именно так, как написал Оруэлл.
Вот только Оруэлла можно класть на полку. Ибо грядущая антиутопия идет по сценарию его антагониста - Хаксли. Масс-культура, зомбоящик, СМИ, аудионаркотики, школота в интернетах... И не надо ни лагерей, ни миллионов долларов на патроны. Человечество скатится в быдлизм само.

***Оруэлл боялся тех, кто будет запрещать книги. Хаксли боялся того, что не надо будет запрещать книг, потому что некому будет их читать. Оруэлл боялся тех, кто будет лишать нас информации. Хаксли боялся тех, кто даст нам её так много, что мы деградируем до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что от нас будут скрывать правду. Хаксли боялся, что правда утонет в море безразличия. Оруэлл боялся, что культуру поставят под жёсткий контроль. Хаксли боялся, что культура сама опустится до убожества. Как он заметил в Brave New World Revisited, либералы и рационалисты, вечно стремящиеся противостоять тирании, "не смогли взять в расчёт почти бесконечное желание человека отвлечься." В 1984, добавляет Хаксли, людьми управляют, причиняя им боль. В Дивном новом мире ими управляют, предоставляя им удовольствия. Словом, Оруэлл боялся, что нас погубит то, что мы ненавидим. Хаксли же боялся, что нас погубит то, что мы любим.***

Вот один из элементов сценария Хаксли - внушение панического страха перед сферической тиранией в вакууме. Прочь тиранию, прочь! Больше свобод, больше зомбоящика, больше развлечений! Иначе будет, как при Сталине. Вы ведь не хотите к Сталину?..

Цитата: CtulhU
ищи в инете мульт

Да, мульт - это хорошо, ценно, а главное - правдиво.

27: 27 сентября 2009 12:15
 
Цитата: Red2Cat
Количество миллионов ...после очередного "исследования" - удваивается.

Если раньше люди считали, что Земля плоская и есть центром вселенной, а сейчас нет, то это не повод считать ошибочными современные знания в области географии и астрономии.
Вряд ли мы с точностью до человека получим эту "обьективную статистику". О масштабах преступлений можно судить лишь по немногим документам, воспоминаниям очевидцев и уже выявленным местам массовых захоронений. Мало? Обязательно нужно "вложить перста в раны", чтобы убедиться? Тогда вы ни во что не поверите. Так же, как многие эсэсовцы после войны твердили о "фальсификации" "лагерей смерти" и "распиаренности" Холокоста.
Днепрогэс - комсомольская стройка. То же самое касается "металлургии Донбасса" (хотя масштабной по-настоящему она стала уже ПОСЛЕ Сталина). Города? А что, у нас есть излишки населения и неосвоенные территории с месторождениями?

А Гитлер тоже лично был знаком со всеми евреями, уничтоженными в Освенциме и Дахау? Бред.

Цитата: Red2Cat
В тюрьмах сидит больше народу, чем сидело тогда.


Более чем сомнительный тезис. Цифирь в студию!

Цитата: Red2Cat
А вне лагеря можно нищенствовать и умирать, сколько хошь - никто слова не скажет. Это же демократия.

Грехи современности не умаляют и не оправдывают преступлений прошлого.

Цитата: Red2Cat
Оказывается, фото украинских доходяг чуть более чем наполовину сделаны в Поволжье, Польше, США времен депрессии, и слегка приукрашены фотошопом.


Помню этот скандал. В экспозицию выставки по халатности СБУ-шников попало ДВЕ (!!!) фотографии из депрессивных Штатов.
Кста, о Голодоморе. Насколько мне известно, ДАЖЕ РОССИЙСКАЯ историческая наука не отрицает этого события. Различия есть только в его трактовке - как "акта геноцида" (укр. позиция) или "преступления сталинского режима" (Кремль). Ну и в цифрах погибших... Даже приуменьшенная в угоду политической коньюнктуре российская цифра всё равно настолько чудовищна, что любые шутки на эту тему - кощунство.

28: 27 сентября 2009 12:30
 
Цитата: Мишук
не повод считать ошибочными современные знания в области географии и астрономии

Точные науки - это одно. Они доказуемы и не политизированы.
Цитата: Мишук
многие эсэсовцы после войны твердили о "фальсификации" "лагерей смерти" и "распиаренности" Холокоста

Если многие, может, стоит задуматься? Победитель - он как правило не знает ни меры, ни жалости, и вешает всех глухарей на побежденного.
Цитата: Мишук
хотя масштабной по-настоящему она стала уже ПОСЛЕ Сталина

Масштабным по-настоящему уже ПОСЛЕ Сталина стало всё. Мало того, все сорок лет советской власти после Сталина просуществовали исключительно за счет технологического толчка, приданного в 30е-50е годы.
Дом, в котором я сейчас живу, построен в 1946-м году (есть барельеф с годом на фронтоне). Пленными немцами.
Цитата: Мишук
А что, у нас есть излишки населения и неосвоенные территории с месторождениями?

Теперь, конечно, уже нет. А тогда, при кровавой тирании, и население росло, и месторождения разведывались.
Цитата: Мишук
А Гитлер тоже лично был знаком со всеми евреями, уничтоженными в Освенциме и Дахау?

Гитлер и Сталин - это не одно и то же лицо. И мотивы у них не были одинаковыми. Гитлер репрессировал по национальному признаку, Сталин - по социальному. Использовал тех, кто итак уже осужден.
Цитата: Мишук
Грехи современности не умаляют и не оправдывают преступлений прошлого

Главное только не попутать ненароком приоритеты и не поставить грехи современности важнее преступлений прошлого. Сталин виноват всего-навсего 56 лет после того, как умер. Слишком мало, надо еще.
Цитата: Мишук
Цифирь в студию!

Каюсь, не могу предоставить. Материал печатный.
Цитата: Мишук
ДВЕ (!!!) фотографии из депрессивных Штатов

Раз солгамши, кто тебе поверит? (с)
Цитата: Мишук
что любые шутки на эту тему - кощунство

Главное - побольше обвинений в глумлении, шутках, кощунстве, и - самое главное - драматических троеточий по возможности побольше.

29: 27 сентября 2009 12:58
 
Цитата: Red2Cat
доказуемы и не политизированы

Особенно доказуема наука о небесных телах, расположенных в несусветней дали от Земли, и неполитизирована география (Курилы - они чьи с точки зрения русского? А японца?). Наука или есть или её нет. Истории в СССР не было, было одно мифотворчество. Теперь с мифами расставаться больновато, но прийдётся.
Цитата: Red2Cat
Масштабным по-настоящему уже ПОСЛЕ Сталина стало всё.

Дело не в масштабности (не надо цепляться к словам!), а в том, что к ГУЛАГу эти стройки не имеют прямого отношения.
Цитата: Red2Cat
А тогда, при кровавой тирании, и население росло, и месторождения разведывались.

Ага, а при Габсбургах Америку открыли! Дайош Габсбургов на царство!!! yeeeah
Цитата: Red2Cat
Гитлер и Сталин - это не одно и то же лицо. И мотивы у них не были одинаковыми.

Неправда. Мотивы у них были общие: создать такую систему, в которой никто даже заикнуться против не посмел.
Цитата: Red2Cat
Главное только не попутать ненароком приоритеты и не поставить грехи современности важнее преступлений прошлого.

Кто бы спорил? Только и забывать о преступлениях прошлого как-то глупо.
Цитата: Red2Cat
Раз солгамши, кто тебе поверит? (с)

"Кто без греха, пусть превым бросит в меня камень..." (с)
"Не судите, да не судимы будете" (с)
Цитата: Red2Cat
Главное - побольше обвинений в глумлении, шутках, кощунстве

Нет, не главное, но вещи надо называть своими именами. Кощунство - это кощунство.

30: 27 сентября 2009 13:08
 
Цитата: Мишук
Особенно доказуема наука о небесных телах, расположенных в несусветней дали от Земли, и неполитизирована география

Небесные тела - их так просто сфальсифицировать без специального образования. И так выгодно.
А береговая линия, климат и геологическое строение Курил, видимо, разные с точки зрения русского и японца.
Цитата: Мишук
Истории в СССР не было, было одно мифотворчество

Сейчас тоже мифотворчество, камрад, просто на "пи" радиан повернутое. Демонизация СССР уже давно перешла границы абсурда. Одна камнедробилка в подвале Берии чего стоит.
Цитата: Мишук
Теперь с мифами расставаться больновато, но прийдётся

С мифами о демократии тоже придется расстаться. Все течет, все меняется. В 2070-м году в школах Его Величества Императора Евразийского будут изучать, как
несправедливо страдали при демократии свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. Или как-то так.
Цитата: Мишук
Мотивы у них были общие: создать такую систему, в которой никто даже заикнуться против не посмел

Это плохой мотив?
Цитата: Мишук
"Кто без греха, пусть превым бросит в меня камень..." (с)
"Не судите, да не судимы будете" (с)

Очень удобные высказывания. Позволяют творить все, что хошь.
Цитата: Мишук
Кощунство - это кощунство

Где кощунство? Процитируйте мои самые кощунственные места.

31: 27 сентября 2009 13:10
 
Red2Cat,
Мишук,
коменты длиннее поста... lol2

32: 27 сентября 2009 13:11
 
Цитата: лара ра
коменты длиннее поста...

Это значит, что пост удался.

33: 27 сентября 2009 13:22
 
Цитата: Red2Cat
В гулаге ведь сидели никакие не уголовники: воры и убийцы, а сплошь одни честные люди

В ГУЛАГе сидели и те и другие. Прочитай внимательно книгу Солженицына!

34: 27 сентября 2009 13:22
 
Цитата: Red2Cat
Небесные тела - их так просто сфальсифицировать без специального образования. И так выгодно.

Не просто. Но можно. И выгоду при желании найти. Например - научное признание. А география помимо физической, есть ещё и экономическая, и политическая
Цитата: Red2Cat
Демонизация СССР уже давно перешла границы абсурда.

Так же, как и Третьего Рейха? Нельзя "демонизировать" демона.
Цитата: Red2Cat
С мифами о демократии тоже придется расстаться.

Никто не питает никаких иллюзий. Остаётся только вспоминать знаменитое высказывание Черчилля...
Цитата: Red2Cat
Это плохой мотив?

Отвратительный.
Цитата: Red2Cat
Очень удобные высказывания. Позволяют творить все, что хошь.

Дают надежду исправить ошибку провинившемуся, и призывают быть ответственней "судей".
Цитата: Red2Cat
Где кощунство? Процитируйте мои самые кощунственные места

Цитата: Red2Cat
Громко, с помпой, плясками с бубном, блекджеком и шлюхами.

Цитата: Red2Cat
фото украинских доходяг

Цитата: Red2Cat
Ибо не нашлось у них фото Украины. А так хотелось сделать что-то полезное.

Напоминаю, речь идёт о сотнях и сотнях тысяч погибших от голода. Достаточно?

35: 27 сентября 2009 13:32
 
Цитата: Мишук
А география помимо физической, есть ещё и экономическая, и политическая

В этой географии доля географии ровно такая же, какая в карте газопровода в Европу. Т.е, чуть менее, чем ноль целых ноль десятых.
Цитата: Мишук
Нельзя "демонизировать" демона

Еще как можно. Можно обвинять Сталина в чем угодно, можно проводить тысячи исследований и статистик. Но проецировать сталинизм на нашу современную жизнь - это спекуляция и демонизация как она есть. Почему в США северные штаты не требуют у южных снести памятники конфедератам? Почему эти памятники стоят рядом и чтятся одинаково?
Почему у нас никто не хочет признавать, что какой бы ни была история, она БЫЛА - и баста? Почему каждый следующий президент начинает с того, что шьет дело предыдущему?
Цитата: Мишук
Отвратительный

"Мочить в сортире" кто обещал? Не демократический Путин ли?
Цитата: Мишук
Достаточно?

Достаточно, чтоб обвинить меня в безнравственности и честводушии. Для чего-то более существенного - нет. Кстати, сарказм был в адрес тех клоунов, что учредили выставку. Можно было и заметить.

36: 27 сентября 2009 13:36
 
Цитата: Red2Cat
Мочить в сортире" кто обещал? Не демократический Путин ли?

Крайне неудачный тезис. Терроризм нужно и должно мочить. У тебя есть другие варианты решения данной проблемы? Лояльные?

37: 27 сентября 2009 13:45
 
Цитата: ryabets
Крайне неудачный тезис. Терроризм нужно и должно мочить

Воот! Замечательная пища для размышлений. Сегодня вот модно мочить террористов. Никто не возмущается. Ибо все понятно и ясно: террористы - преступники, уроды, убийцы, и их надо мочить.
А вот в 30-е точно так же было модно мочить врагв народа. Если бы тогда существовал Интернет, дедушки Рыжего Кота и ryabets'а до одури бы спорили о диссидентах - стрелять их или просто сажать.

А вот сейчас в Европе и США поднимают голову всякие либерастические силы. Которые за гуманизм и вазелин. Пройдет лет 30, и в новостях покажут разоблачение путинизма, фильтрационные лагеря на Кавказе, а за
Цитата: ryabets
Терроризм нужно и должно мочить

начнут сажать. Ибо отрицание преступлений прошлого, связь с преступным режимом, нетолерантность итп.

Аналогия понятна?
Кстати, при том количестве младенцев, которых съел Сталин, на похоронах горевал весь Союз. Искренне, причем.

38: 27 сентября 2009 14:05
 
Red2Cat, И снова удачное сравнение вполне конкретного факта актов террора (хотя меня сейчас опровергнут, мол и это все подстроено кровавой гэбней по указке дерьмократической правящей верхушки) и эфимерными врагами народа. (развенчивающе)А можно поинтересоваться, исходя из вышесказанного, под каким номером у тебя партбилет ВКП(б)? А?

39: 27 сентября 2009 14:09
 
во мужики даете lol2

40: 27 сентября 2009 14:12
 
Цитата: ryabets
И снова удачное сравнение вполне конкретного факта актов террора (хотя меня сейчас опровергнут, мол и это все подстроено кровавой гэбней по указке дерьмократической правящей верхушки) и эфимерными врагами народа

1)Всегда найдутся теракты, подстроенные гебней. Пускай один-два на тысячу. Но их можно обсосать до косточки и распиарить. Хотя зачем далеко ходить? 9/11. Ведь организаторы так и не найдены, а угнать самолет, обмануть ПВО и влететь в небоскреб, да еще и повторить на бис - это задача для серьезных спецслужб, а отнюдь не для бородатого выпускника медресе. А учитывая, что Беня Ладен в Афганистане'79 работал на США и ими выкормлен...
...можно придумать замечательную легенду о том, что несчастные мусульмане - все го лишь невинные пешки в руках МЕГАКОРПОРАЦИЙ (тм) и убивать их грешно. Она будет логичной и очень-очень красиво сочетающейся с реальностью, учитывая политику главных антитеррористов (под благовидным предлогом нападать на кого ни попадя и извлекать профит).
И сомневаться никто не будет. Все доказано и убедительно.
2)
Цитата: ryabets
эфимерными врагами народа

Тогда они были так же реальны, как сейчас террористы. Делай скидку на время и иные ценности, камрад. Вредительство на заводе и английский шпионаж выглядели не менее конкретными фактами; не менее конкретными, чем сейчас выглядят теракты. Совершенные неизвестно кем. Когда за три часа "берут на себя ответственность" сразу две противоположных организации, а потом сконфуженно молчат.
Цитата: ryabets
под каким номером у тебя партбилет ВКП(б)? А?

Измором взять решил) Меня троллить бесполезно, я невосприимчив.

41: 27 сентября 2009 14:38
 
Red2Cat,
Вот так вот легко и просто "всем сестрам по серьгам" за две минуты раскрыл все мировые заговоры.Сам же говорил - судьбы вселенной решаются в кухонных терках))) Радикальный взгляд на все тоже имеет месту быть, как там: есть два мнения - мое и контрафактно неправильное. yeeeah
А кто Кеннеди приложил тоже знаешь?
Цитата: Red2Cat
Измором взять решил) Меня троллить бесполезно, я невосприимчив.

Зачем измором? Я к тому, что взгляд твой на ход вещей отдает откровенной прокоммунистической сентенцией (уж очень режет глаза)
Во всяком случае у меня сложилось такое мнение. (с умилением вспоминает Валерию Ильинишну Новодворскую с ее коронной фразой)

42: 27 сентября 2009 14:42
 
Цитата: ryabets
за две минуты раскрыл все мировые заговоры.Сам же говорил - судьбы вселенной решаются в кухонных терках

Я ничего не раскрывал, и ничего не решал. Я нафантазировал альтернативный сценарий, в котором современное белое и пушистое мировоззрение - опа! - и вдруг становится вне закона. По аналогии с тем, как я вижу судьбу сталинизма. Только не надо к "белому и пушистому" придираться. Это метафора.
Цитата: ryabets
А кто Кеннеди приложил тоже знаешь?

Если б знал, неужто молчал бы так долго?

43: 27 сентября 2009 14:47
 
Цитата: Red2Cat
Я ничего не раскрывал, и ничего не решал. Я нафантазировал альтернативный сценарий

Тю... Я уж решил, что ты и вправду красный кот, а ты оказывается желтобульварный... Разочаровал vauu

44: 27 сентября 2009 14:47
 
Цитата: ryabets
взгляд твой на ход вещей отдает откровенной прокоммунистической сентенцией

В другой ветке о другой теме он другой сентенцией отдавать будет. А здесь - именно так.

Цитата: ryabets
а ты оказывается желтобульварный

...что я там писал о копании в личности?.. Таак, план по краснооктябрьским шуткам выполнен, стилистика моя уже раскритикована, осталась орфография. Вперед, камрад, не отклоняйся от списка, подтверждай мой прогноз, будь предсказуемым.
Ой, нет. Притскозуимым. Надо же хотя бы дать тебе возможность.
[ушел готовить пост к седьмому ноября]

45: 27 сентября 2009 15:31
 
Цитата: Red2Cat
проецировать сталинизм на нашу современную жизнь - это спекуляция и демонизация как она есть.

Предлагаете не использовать опыт прошлого? Оригинально! А может нафик ваще её, историю эту? Фигле она тогда кому нужна!
Цитата: Red2Cat
Почему в США северные штаты не требуют у южных снести памятники конфедератам? Почему эти памятники стоят рядом и чтятся одинаково?

Видимо потому, что кроме иных политических взглядов, "пришить" им нечего! Лидеры конфедерации были, как ни пародоксально, высокоморальными и талантливыми людьми, по воле судьбы оказавшиеся на стороне неправого дела. А почему в Германии нету (и видимо никогда не будет) памятников Гитлеру?
Цитата: Red2Cat
Почему у нас никто не хочет признавать, что какой бы ни была история, она БЫЛА - и баста?

Совершенно справедливая сентенция! Голодомора она тоже касается?

Цитата: Red2Cat
Почему каждый следующий президент начинает с того, что шьет дело предыдущему?

Например?
Цитата: Red2Cat
демократический Путин

Пацтулом! lol2

46: 27 сентября 2009 16:05
 
Цитата: Мишук
Предлагаете не использовать опыт прошлого?

Опыт прошлого - это библиотека Академии Наук. А излияние ненависти на Сталина (Николая Второго, Петра Первого, Ивана Грозного)- это не использование опыта прошлого. Это фарс.
Цитата: Мишук
Лидеры конфедерации были, как ни пародоксально, высокоморальными и талантливыми людьми, по воле судьбы оказавшиеся на стороне неправого дела.

Разумеется, куда нам, русским варварам. У нас всегда только преступления, никакой воли судьбы.
Цитата: Мишук
Голодомора она тоже касается?

Эмм... да. А в чем ирония? Я что, отрицал факт массового голода?
Цитата: Мишук
Например?

Хрущев - Сталин, например. Ющенко - Кучма.
Цитата: Мишук
Пацтулом!

...то есть Путин Вас тоже не устраивает? А чего Вы в конце концов хотите-то? Когда наступит долгожданное "хватит"?

Цитата: Мишук
А почему в Германии нету (и видимо никогда не будет) памятников Гитлеру?

В Прибалтике будут скоро :)
Кстати, один памятник Гитлеру я бы поставил. Не за то, что он хороший, а потому, что он существовал. Этой причины достаточно. Упоминания в истории заслуживает в равной степени и хорошее, и плохое, иначе это не история, а елейная полуложь. Как относиться - это другой вопрос. Но помнить надо. Желательно, без спекуляций.

47: 27 сентября 2009 16:27
 
Цитата: Red2Cat
излияние ненависти на Сталина (Николая Второго, Петра Первого, Ивана Грозного)- это не использование опыта прошлого. Это фарс.

А что не фарс? Прославление? А что, критически относится к историческим персонажам и процессам уже запрещено?
Цитата: Red2Cat
Разумеется, куда нам, русским варварам. У нас всегда только преступления, никакой воли судьбы.

При чём здесь "русским"-"нерусским"? Поплотнее ознакомтесь с историей "гражданки" в США, а потом сравните с методами ведения войны во время нашей "гражданки" (с обеих сторон).
Цитата: Red2Cat
Я что, отрицал факт массового голода?

Ну-у, судя по вышеприведённым цитатам, что-то в этом роде...
Цитата: Red2Cat
Хрущев - Сталин, например. Ющенко - Кучма.

А Буш Клинтона во время выборов не критиковал? Ни в чём не обвинял? Политическая борьба, ничего не попишешь... А какое дело, кстати, "пришил" Ющенко Кучме?
Цитата: Red2Cat
то есть Путин Вас тоже не устраивает

"Демократичный Путин"... Это про чувака, который похоронил демократию в России!!! Если б он это услышал, то наверное ответил бы, как Новосельцев: "Так меня ещё никто не оскорблял!" lol2

48: 27 сентября 2009 16:39
 
Цитата: Мишук
А что, критически относится к историческим персонажам и процессам уже запрещено?

Критика - это всегда хорошо. Плохо, когда критика фанатичная и критика ради критики. Поддельные фото на выставке и памятник за 700 миллионов во время кризиса - это не критика.
Представьте себе американского сенатора, который идет на президентские выборы с программой, где главный пункт - разоблачение конфедеративного рабовладельческого режима.
Цитата: Мишук
Ну-у, судя по вышеприведённым цитатам, что-то в этом роде...

Давайте на будущее определим: если я исправляю ошибку в слове "вирталет", это не значит, что я отрицаю всю авиацию.
Голод имел место быть, вот только масштабы его преувеличены, обстоятельства перевраны, цели искажены, виновные назначены с потолка. В целях чисто политических.
Цитата: Мишук
А какое дело, кстати, "пришил" Ющенко Кучме

Ууу, Кучма ж якобы Гонгадзе приснопамятного завалил в лесочке. Неужто забылось?
Цитата: Мишук
похоронил демократию в России!!!

У людей есть такая особенность: они всегда недовольны.

49: 27 сентября 2009 17:17
 
Ну опять развезло тему lol

50: 27 сентября 2009 17:19
 
Мишук,свидетель Red2Cat явно путается в своих показаниях. Предлагаю применеть перекрестный допрос с пристрастием. И для профилактики лишить сладкого. kleva

51: 27 сентября 2009 17:20
 
На самом деле надоело уже... Началось расталкивание воды в ступе.

Цитата: ryabets
свидетель явно путается в своих показаниях

конечно-конечно, задавайте вопросы, ловите меня, припирайте к стенке

52: 27 сентября 2009 17:25
 
Цитата: Red2Cat
На самом деле надоело уже...

Мишка ты уже близко! Он скоро расколется!!!

53: 27 сентября 2009 17:43
 
зачет

54: 27 сентября 2009 17:45
 
Red2Cat,
Мишук,а спорим не подеретесь? lol2 lol2 lol2
коменты рулят yeeeah

55: 27 сентября 2009 17:48
 
Мишук, давай бегом, ковать железо пока горячо. Кто-то из нас побъется с Арабеллой об заклад, а деньги потом поделим.

56: 27 сентября 2009 18:19
 
lol2 (мизансцена: пытошный подвал петлюровской контразведки, полумрак, двое - офицер и пленный красногвардеец)
Так вы утверждаете, что...
Цитата: Red2Cat
Голод имел место быть, вот только масштабы его преувеличены, обстоятельства перевраны, цели искажены, виновные назначены с потолка.

(включая настольную лампу и направляя её на подследственного)
Насколько преувеличены и кем? В какой части и как именно перевраны? Какое значение имеют цели при полученном результате? Имеются ввиду главные виновники (организаторы и вдохновители) или исполнители? Колись, большевистская сволочь!!! (Наносит несколько хлёстких оплеух белыми лайковыми перчатками, получая в ответ презрительный пролетарский плевок прямо в глаз. Кадр завершается сценой избиения арестованного)
Арабелла,
ты мне денег должна! taschus
(в сторону, чтобы никто не слышал)
Red2Cat,
я не переусердствовал? Как будем делить: по-честному или поровну?
lol2 lol2 lol2 lol2 lol2

57: 27 сентября 2009 18:33
 
Цитата: Мишук
ты мне денег должна!

нда.. за всё приходится платить, и если бы натурой... girl_haha но нет -колобки нынче пошли меркантильные.. ня..

58: 27 сентября 2009 18:59
 
Мишук,
Red2Cat,
Арабелла,и как всегда все закончилось на женщинах kleva siski yeeeah

59: 27 сентября 2009 19:05
 
Цитата: Avantjurist
и как всегда все закончилось на женщинах
lol2
куда ж без нас, как говорится "Миру-мир, сиськам - siski "

60: 27 сентября 2009 19:33
 
И пост замечательный и все коменты перечитала до дыр!
Современные методы зомбирования проходят и рекруты в различных сетевых компаниях, и религиозные секты, и мощные идеологические пропаганды раздаются с телевизионных каналов!
Это было всегда! И в наше время, и в средние века - "инквизиция", а уж про рабовладельческий строй и говорить нечего! Люди всегда куражились друг над другом!

61: 27 сентября 2009 19:36
 
(в сторону, чтоб никто не слышал)
Арабелла,
про оплату натурой побеседуем позднее, без нежелательных сообщ...подельн...свидетелей! taschus kleva

62: 27 сентября 2009 19:38
 
[краснеет]
[вспоминает, что итак красный и краснеть некуда]
[совсем теряется]

63: 27 сентября 2009 19:46
 
Цитата: Мишук

про оплату натурой побеседуем позднее
поздно батенька спохватились..деньги взяли и еще бонусы требуете???? swoon

Red2Cat,вот каковы ныне колобки и деньгами не поделятся и девушек тайком на всякое подбивают... lol2

64: 27 сентября 2009 21:34
 
Цитата: Арабелла
поздно батенька спохватились..деньги взяли и еще бонусы требуете????

Да-а-с, мы, гусары, такие! lol2

65: 28 сентября 2009 10:36
 
Вся статья шняга. ИМХО. Почему так и почему эдак, потому что страх, стадо, у кого есть оружие тот и сильнее, потому что есть же и надежда тут же. Потому толпу и ведет пара человек с автоматами, тот кто кинется на него и даст шанс другим умрет. Но погибнет достойно, все же. Остальные уже разорвут охрану, но и опять же, когда будешь бежать кто то умрет, лотерея. А так каждый живет надеждой на спасение. Именно надежда движет всем, и когда ее теряют, или просто отпускают, за ней опускаются и руки а потом и веки. Вообще что за тема, ну понятно автор высказал свои думки, но чо то лево как то и не глубоко. Писал писал... вспомните историю про Данко, она много объясняет. Мир kleva
Информация
Вы не можете оставлять комментарии к данной новости.

Загрузка. Пожалуйста, подождите...