Копипаст.ру - фото ню, юмор, фото приколы, бесплатные игры, демотиваторы, комиксы, девушка дня Фото приколы   Удивительное   Фото НЮ   Ещё »  

хочу только
эфир   блогород   недельник   лидеры   лучшие   архив   пopно  
Нас уже 74646. 
Подсчет онлайн...
сейчас
+ регистрация / вход

→ В НОВОМ

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

19 июля 2010 в 12:23Блогиby Mici
24
рейтинг
15
коммент.

Исполнилось 50 лет с момента появления на дорогах СССР маленького автомобиля, который был прозван в народе горбатый. Некоторые представители его до сих пор ездят по дорогам. Поражая прохожих навороченным тюнингом или идеальным состоянием. Какова его история? Об этом вы узнаете в этом посте.

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Шла середина пятидесятых годов. Послевоенный подъем экономики начал сказываться и на автомобилестроении: в Европе трудящиеся начали пересаживаться с мотоциклов на мотоколяски типа BMW Isetta и компактные автомобили типа Fiat 500 Topolino. Америка и вовсе не сильно пострадала от войны и поэтому американские автомобили остались американскими автомобилями, длинной около 6 метров и с рабочим объемом мотора 5-6 литров. Даже поверженная во Второй Мировой войне страна -Германия -уже вовсю осваивала фольксвагеновский `Жук`. А вот простые граждане страны, победившей в этой войне, могли только мечтать о собственном автомобиле: всего 2 завода, выпускающих легковые автомобили, не могли обеспечить потребностей огромной страны, в 1955 году суммарный выпуск легковых автомобилей составил 108 тысяч против 328 тысяч грузовых. При этом автомобили, выпускаемые Горьковским автозаводом (в то время это была ГАЗ М20 `Победа`, а позже -ГАЗ М21 `Волга`) были практически недоступны для рядового автолюбителя, т.к. большинство из них уходили в государственные учреждения, такси, а также в личное пользование различным `заслуженным`.

BMW Isetta - типичный представитель племени "мотоавтомобилей".
Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Московский автозавод МЗМА не справлялся с возложенной на него ролью производителя `народного автомобиля`, к тому же выпускаемая им модель `Москвич 401` представлял собой устаревшую конструкцию, разработанную немецкими инженерами еще до войны. Запуск в производство новой модели 402 должен был исправить ситуацию, но объемы выпуска так и остались скромными. Стала очевидна необходимость постройки еще одного автомобильного завода. В результате на производство автомобилей решили перевести Запорожский комбайновый завод `Коммунар`, а местом для производства двигателей - Мелитопольский моторный завод, который с 1925 года выпускал судовые дизели.

Легендарный "Жук", он же "Kafer", он же"Beetle". Будучи заурядным с технической точки зрения, он обладает незаурядным дизайном.
Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

В это же время началась разработка будущего `народного автомобиля`. Мировая, а точнее европейская практика подсказывала, что это должен быть маленький и дешевый автомобильчик. Надо заметить, что подавляющее большинство европейских автомобилей этого класса имел заднемоторную компоновку: это и FIAT 500/600 и VW Kafer, и Renault 4CV. Но с другой стороны уже появились автомобили с переднеприводной компоновкой, например `гадкий утенок` Citroen 2CV. В СССР были сторонники и той и другой схемы, но на пути переднего привода встала тогда еще не решённая проблема шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов). Так советский `народный автомобиль` стал заднемоторным. По обычной для советских конструкторов тех лет привычке стали искать образец для копирования. Не без учета мнения тогдашнего министра автомобильной промышленности Н.И. Строкина, им стал итальянский автомобиль FIAT 600, разработанный талантливым конструкторам Данте Джакозой. Эту точку зрения разделял и знаменитый советский конструктор А.А. Липгарт, который в то время работал в НАМИ.

Проектирование автомобиля возложили на МЗМА, а главным конструктором стал А.Ф. Андронов. Автомобиль получил индекс 444, переднюю подвеску на одной полуэллетической поперечной рессоре (как у FIAT 600), колеса размером 13`(вместо 12`на FIAT`е) и мотоциклетный двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД-65. Однако этот мотор подкосило три фактора: недостаточный ресурс (около 30000 км), недостаточная мощность (17,5 л.с.) и большая глубина картера, которая даже заставила применить на опытных образцах колесные редукторы.

FIAT 600. К чести наших конструкторов ЗАЗ 965 не стал точной копией "итальянца".
Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Было решено проектировать новый двигатель, причем родилось сразу несколько конструкций: двухцилиндровый оппозитный мотор типа Citroen 2CV (МЗМА) объемом 748 см2, оппозитный четырехцилиндровый типа VW Kafer объемом 752 см2 (НАМИ, он получил обозначение 965Г) и V-образный четырехцилиндровый объемом 746 см2 (НАМИ, 965В). Два последних мотора были равнозначны по мощности, однако V-образный мотор имел ряд преимуществ в производстве и эксплуатации, поэтому именно его и приняли к серийному производству. Однако есть другое мнение, почему не приняли оппозитный мотор: в западной прессе, непонятно откуда получавшей данные о разработках советских конструкторов, новую машину нарекли `Фолькс Фиатович`; учитывая то, что на автомобиле появилась передняя подвеска на продольных балансирных рычагах и торсионах, которая была заимствовано именно у `Фольксвагена`, такое прозвище было более чем оправдано. Советское министерство автомобильной промышленности, желая как-то сгладить эту ситуацию, отвергло проект оппозитного мотора.


За время разработки мотора автомобиль лишился лишнего декора вроде гребенки перед задним колесом а-ля `Москвич-402`, сдвижные стекла дверей, доставшиеся от FIAT`а заменили подъемными, изменилась передняя подвеска, а главное - автомобиль обрел свой индекс ЗАЗ-965, под которым и вошел в историю.


Летом 1960 года `Запорожец`отвезли в Кремль, где состоялся традиционный показ новой техники руководству страны. Руководство автомобиль одобрило и велело установить цену менее 2000 рублей, что и было выполнено. 22 ноября была выпущена первая промышленная партия `Запорожцев` ЗАЗ-965, а до конца года было выпущено около тысячи экземпляров.

Один из прототипов "Запорожца"
Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

В те годы личный автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы первых `Запорожцев`прощали им их недостатки, которые нельзя назвать несущественными: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон и небезопасные двери с задней навеской. Но с другой стороны автомобиль был экономичен, прочен и обладал незаурядной проходимостью, этому способствовало и гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес, и небольшая собственная масса.

И еще одна особенность ЗАЗ-965 создала ему репутацию машины, удобной для грунтовых и проселочных дорог. По дорогам с глубокими колеями, оставленными грузовыми машинами, легковому автомобилю, даже ГАЗ-69, очень тяжело идти. Между колеями грузовик ГАЗ-51, например, оставляет твердую полосу дороги шириной около 1150-1200 мм. Все легковые машины, чтобы "не сесть на дифференциал", должны колесами одной стороны идти по этому "горбу", а колесами другой - следовать по колее. Только ЗАЗ-965 при аккуратном вождении удавалось проехать по пространству между глубокими колеями.

Горожане быстро оценили в "Запорожце" его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами "на кухне" и без больших потерь времени поставить на место.

Модернизация модели шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года. За это время было выпущено всего 322 106 `Запорожцев` моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С. Свое место 965-й уступил модели 966, которая была уже выше классом, а следовательно больше, просторнее и дороже. Так Советский Союз потерял автомобиль малого класса. Лишь в 1989 году появилась `Ока`, которая может считаться идейным потомком `горбатого``Запорожца`.

Модификации ЗАЗ 968:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. Кроме того модификация отличалась боковыми наклонными молдингами, на некоторых модификациях в конце молдинга устанавливался шильдик «Jalta».
965Б/965АБ — инвалидная модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
965АР — инвалидная модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
965П — пикап для внутризаводского использования
965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля.

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.


Годы производства: 1960-1963 (1962-1969 ЗАЗ-965А)
(данные для ЗАЗ-965А - в скобках)

Двигатель: МеМЗ-965(966) 26(27)л.с./4000об/мин, V4-цилиндровый воздушного охлаждения, карбюраторный, 4-тактный, 887 куб.см

Диаметр цилиндра/Ход поршня: 72/54.5 мм

Коробка передач: 4 скорости + 1 задняя

Длина: 3330 мм

Ширина: 1395 мм

Высота: 1450 мм

База: 2023мм, дорожный просвет: 200мм

Колея передних колёс по грунту: 1144мм

Колея задних колёс: 1160мм

Вес: 650 кг

Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 80 км/ч

Размер шин: 5,20-13 дюймов.

Ёмкость топливного бака: 30 л

Расход топлива: 5,5 л/100км

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Горбатый любимец народа. ЗАЗ-965.

Надоело листать страницы? Зарегистрируйтесь и станет удобнее.
Страница 1 из 2 | Следующая страница

Нравится пост? Жми:


Похожие новости
ЯблодорыДва видео аварий на тему удача …Лапы,хвосты...главное балансНу и подшутилиСкульптура: бумага Jeff Nichina…
Все фото приколы и картинки »

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ ЗА 20 СЕКУНД
Меньше рекламы, добавление новостей, голосование, подарки...



1: 19 июля 2010 04:24
 
Прикольная машинка! Самому мне ездить на нем не довелось, я начал с 968, и до сих пор вспоминаю его с благоданостью. hi

2: 19 июля 2010 06:14
 
очередной шедевр от ежа)))пасип Мишк,интересно почитать было

3: 19 июля 2010 08:20
 
Ээээх,помню помню =) но не водил =)

4: 19 июля 2010 11:18
 
лапушка!!! раритетная лапушка))))))))))))))

5: 19 июля 2010 11:47
 
Прелесть какая!!! У нас на даче ребята из запора кабрио сделали и гоняют на пруд купаццо. Забавно.
Нигде уже не увидешь ЗАЗ. В прошлом году только наблюдали летящее чудо техники СССР - шею чуть не свернули. girl_haha Респект!

6: 19 июля 2010 12:06
 
нафигнафиг

7: 19 июля 2010 15:30
 
пять минут позора и ты на даче)))

8: 19 июля 2010 16:18
 
Ёж, ты издеваешси? Да?
Моя мечта о 15 годков.( разукрасить там всяко наворотить там)). Но ниву всучили гады)))

9: 19 июля 2010 16:22
 
Цитата: ol..ga
Ёж, ты издеваешси? Да?

А то! kleva
В городе порой встречаешь, бегают, и как правило в идеальном состоянии, хоть на выставку. Раритет, блин!

10: 19 июля 2010 18:26
 
...а ещё воздухозаборники есть только на Запорожце и Порше kleva

11: 19 июля 2010 18:54
 
у нас в городе видел парочку выставили на продажу

12: 19 июля 2010 19:41
 
Цитата: Toyotavod
пять минут позора и ты на даче)))

скорее полтора часа позора lol2

13: 19 июля 2010 19:52
 
а че если руки ростут из правильного места

14: 19 июля 2010 20:06
 
Lexter,
Я из своего ушастого 128 выжимал, а с перекрестка так вообще все отдыхают. kleva

15: 19 июля 2010 20:14
 
Mici,у другана раньше был "безухий",мы на нём тоже славно порысачили. Сколько выжимали не знаю,спидомЕтр не работал,но казалось что идём на взлёт lol2
Информация
Вы не можете оставлять комментарии к данной новости.

Загрузка. Пожалуйста, подождите...