Сапфиры на острове добывают самым примитивным способом. Поле, на котором копошатся десятки людей, и есть прийск. Оно сплошь изрыто глубокими ямами - сапфировыми шахтами. Ее глубина от 3-5 до 50-60 метров. Это даже не столько яма, сколько самая настоящая кротовая нора. Здесь ходы расходятся во все стороны. Под землю старатели берут с собой небольшую лопату, лом, алюминиевое ведро и совок. Чтобы хоть что-то разглядеть в узких подземных ходах, они используют свечи. Вгрызаясь в грунт, искатель сапфиров ссыпает добытую породу в ведро, а его напарник на веревке вытаскивает это ведро из шахты. Добытую породу сваливают в кучу рядом с шахтой. Потом ее сортируют - крупные булыжники выкидывает, а остальное ведрами таскает к луже с дождевой водой. В этой луже тщательно промывают породу. Пару раз в неделю в Манумбу приезжают молодые энергичные ребята, скупающие у старателей сапфиры. Камни они покупают за бесценок, но другого способа реализовать находки у старателей нет. Если кто-то из них попытается продать камень, минуя местного перекупщика, у него могут и товар отобрать, и ребра переломать. Оценивают здесь сапфиры на глаз. Один карат стоит примерно 5 $. Это где-то одна сотая рыночной цены этих сапфиров. Сапфиры, купленные в Манумбу и других старательских поселках, перекупщики везут в городок Илакаки и с двукратной выгодой сдают в пункт приема драгоценных камней - уже следующим дилерам. После этой покупки сапфиры пройдут еще через множество рук, пока в конце концов не окажутся за границей. От вывесок пунктов приема сапфиров в Илакаке рябит в глазах. Многие из них принадлежат тайцам и шриланкийцам. Они контролируют львиную долю сапфирового рынка Мадагаскара и перепродают камни в Азию. На европейский же рынок камни попадают через малагасийцев, продающих сапфиры французам. По закону, все найденные на острове сапфиры принадлежат государству. На деле же камни уходят за рубеж, минуя государственную казну.
В Европе и Юго-Восточной Азии 12 каратов, за которые старателям заплатили 60 $, стоят около 7 000 $ в неограненном виде и 12-15 000 $- после огранки.(с)
а у нас так же почти, стреляем незаконно собалей и пр пушных зверей занесённых в красную книгу, мутим осётров с икрой, стреляем рысей и тд, сбываем всё это за копье за границу, а от туда уже к нам везут окуенские итальянские шубы и тут их олигархи покупают за сотни тон зелени