Копипаст.ру - юмор, фотографии, анекдоты, игры


Немного ссылок:

Ссылка на полную новость: Монастыри и храмы Севастополя.


Рубрика: Блоги

Монастыри и храмы Севастополя.


9 февраля 2010 в 13:05

Монастыри и храмы Севастополя.

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе
Храм возведен в память о крещении в 988 году святого равноапостольного князя Владимира.
Автор проекта академик Д. И. Гримм.
На закладке нижнего храма 23 августа 1861 года присутствовал император Александр 2 с императрицей Марией Александровной.
Строительство собора продолжалось в течении тридцати лет. 17 октября 1891 г. владыкой Мартинианом, архиепископом Таврическим и Симферопольским, освящен главный престол верхнего храма во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен во имя святого блгв. князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного.
2 октября 1924 года собор был закрыт советской властью.
В 1992 году богослужение было возобновлено.
6 января 1994 года храм передан в пользование православной общине.

Монастыри и храмы Севастополя.

Свято-Владимирский собор (усыпальница адмиралов)
Собор расположен на Центральном городском холме. Построен в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К.А. Тонна. Доработан и изменен проект академиком A.A. Авдеевым.
Заложен 15 июля 1854 года. Во время войны 1854-55 гг. работы были приостановлены и продолжены лишь в 1858 г.
Нижний храм был освящен 5 октября 1881 г. во имя святителя Николая. Верхний храм освящен в 1888 году во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Собор является усыпальницей русских адмиралов М. П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова.
Внутри на стенах установлены мраморные плиты с именами 33-х героев 1-й обороны города, удостоенных ордена святого Георгия.
В 1932 г. собор был закрыт, и в нем последовательно находились мастерские Авиационно-строительного общества, затем склад политуправления ЧФ.
Во время Великой Отечественной войны здание собора было сильно повреждено.
После реставрации в 1972 году здание было передано Музею героической обороны и освобождения Севастополя.
19 сентября 1991 г. состоялось освящение собора.
Престольный праздник - 15 (28) июля (память святого равноапостольного князя Владимира).

Монастыри и храмы Севастополя.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Покровский Собор расположен в центре города на улице Большой Морской.
Собор построен в 1905 году по проекту В.А. Фельдмана. Здание
базиликального типа представляет собой пятикупольный бесстолпный храм.
Над главным куполом - стрельчатый свод в окружении четырех
двенадцатигранных башенок. В западной части - колокольня, соединенная с
храмом продолжением центрального объема. Башенки и колокольня имеют
шатровое покрытие, увенчанное маковками луковичной формы. Собор
построен из тесанного инкерманского и крымбальского камня. В мае 1916
года в склепах нижнего храма были помещены останки революционеров
Шмидта, Частника, Гладкова, Антоненко. В ноябре 1923 года их
перезахоронили на кладбище коммунаров. В годы 2-й мировой войны
прямым попаданием бомбы был разрушен южный придел храма. После войны здание было частично восстановлено, богослужение проводилось до 1962 года. С 1962 по 1969
гг. в соборе располагался архив и спортивный зал, с 1969 года полностью передан под городской архив. В последующие годы с собора были сняты кресты и маковки. В начале 1992 года в приделе св. вмч. Пантелеимона было возобновлено богослужение, а
в 1994 году здание Покровского Собора было полностью передано Церкви. К 100-летию собора был полностью восстановлен южный придел, отреставрирован фасад, покрыты позолотой маковки и кресты.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм Всех Святых
Храм Всех Святых находится на бывшем городском кладбище в Загородной балке. Она была построена в 1822 году на пожертвования вице-адмирала Ф.Т. Быченского. Над жертвенником в алтаре церкви находилась медная табличка с иконой Спасителя и надписью: "Здесь погребен вице-адмирал Филипп Тимофеевич Быченский, коим сооружен кладбищенский храм".
Церковь выстроена в классическом стиле из крымбальского камня. Основу представляет крестово-купольный объем с полуциркульной апсидой в восточной части, увенчанный барабаном и куполом с главкой на цилиндрическом фонарике. К объему церкви примыкает крестообразная в плане трапезная. Заканчивается сооружение овальной в плане двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Центральный вход расположен в западном фасаде, два боковых - в южном и северном. Во время осады Севастополя
1854-1855 гг. храм был занят французами и турками, которые похитили все оставшиеся в нем церковные вещи и устроили конюшню.
Храм был восстановлен в 1859 году купцом Иоанном Пикиным, освящен 5 октября того же года протоиереем Арсением Лебединцевым. В годы Великой Отечественной войны церковь не пострадала.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм cвятителя Николая Чудотворца (Северная сторона)
Храм святителя Николая Чудотворца на Братском кладбище построен на народные пожертвования в честь защитников Севастополя, погибших во время Крымской войны 1854-55 гг.
Архитектор А.А. Авдеев.
Заложен в 1857 г., освящен в 1870 г.
Храм в форме усеченной пирамиды венчает массивный крест, выполненный из полированного диорита. На наружных гранях установлены мраморные доски, на которых перечислены полки, принимавшие участие в обороне города, время их прибытия, численный состав и количество погибших в боях.
Изнутри на стенах укреплены 38 плит с именами 943 погибших офицеров. В
годы 2-й мировой войны была разрушена верхняя часть храма, рухнул и раскололся крест. Восстановление начато в 1968 г. С 1989 г. в храме возобновлено богослужение.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм Вознесения Господня (Северная сторона)
История храма-памятника Крымской войны Вознесения Господня.
В ночь с 27 на 28-е августа 1855 г. русские войска и жители покинули осажденный и разрушенный до основания Севастополь. Только милостью Божией всего за одну ночь им удалось переправиться по понтонному мосту через бухту на северную часть города. При этом не было потеряно ни одного человека, а по архивным данным переправой воспользовалось около 115 тысяч воинов. Участник Крымской войны Л.Н. Толстой в своих "Севастопольских рассказах" пишет: "Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился", то есть каждый на себе ощутил Божью помощь и покров Царицы Небесной.
После заключения Парижского мирного договора 18(30) марта 1856 года главнокомандующий французской армией Ж.Ж. Пелисье оставил жителям Северной стороны (только она тогда была обитаема) "походный храм своей главной квартиры". Его установили западнее Братского кладбища (в районе современной 9-й школы) и после некоторой реконструкции освятили в честь Вознесения Господня. С благодарственных молитв, возносимых Господу в этой щитовой церквушке, и началось возрождение нашего города.
К празднованию 50-летнего юбилея Севастопольской обороны священник Феодор Тимковский выступил с предложением соорудить не просто церковь, а памятник, в благодарность Богу за спасение русских войск.
Строительство храма началось 24 августа 1903 года под руководством полковника Энберга на пожертвования участвовавших в переправе сухопутных и морских частей русской армии, а так же частных благотворителей.
Храм Вознесения Господня был освящен 30 июля 1905 года. Здание представляло собой довольно высокое и широкое однокупольное сооружение в византийском стиле с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Тщанием Высочайше утвержденного комитета по сооружению памятников в 1906 г. на церковной усадьбе был построен дом для священника (сегодня здание используется библиотекой) и церковно-приходская школа имени Её Императорского Высочества Великой княгини Ксении Александровны (сегодня здание занято милицией). Храм был вторым в городе по количеству прихожан и являлся центром духовной жизни жителей Северной стороны, чем и вызвал ненависть богоборческой власти. В 1933 году по решению ЦИК Крымской АССР храм был закрыт и передан под клуб-столовую, а в 1953
году снесен с помощью танков, так как предыдущие две попытки его взорвать оказались безуспешными.
В настоящее время создана община, которая трудится над возрождением святыни. Построен цокольный этаж, в котором уже проводятся регулярные богослужения, открыта воскресная школа. При храме создано православное сестричество, которое духовно и, по возможности материально, окормляет находящихся на лечении в 4-й гор. больнице.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм Архистратига Михаила
Храм святого Архистратига Михаила сооружен в 1849 году по инициативе Главного командира Черноморского флота Михаила
Петровича Лазарева как временная церковь на период строительства Адмиралтейского собора Святителя Николая, находящегося рядом. Во время 1-й обороны Севастополя храм являлся главной гарнизонной церковью города. В ней отпевали адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, в ней бывали на литургиях Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич. После смерти Николая I, в храме присягали войска на верность службы Александру II. 2 августа 1855 года в церковь попала
бомба, которая произвела в ней большие разрушения, ранено было два человека (по счастливой случайности службы в этот момент не было). Храм был восстановлен в 1857 году на средства подрядчика Ивана Красильникова. В 1889 году храм стал полковой церковью 50-го пехотного Белостокского полка. К 50-летию 1-й обороны Севастополя на западном фасаде церкви были установлены 24 мраморные доски с наименованиями частей войск Севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне
города.
В 20-е годы нашего века богослужение в церкви было прекращено, в здании находилась читальня, Дом санитарного просвещения, с 1968 года - зал музея КЧФ.

Монастыри и храмы Севастополя.

Собор святых апостолов Петра и Павла
Находится на Центральном городском холме.
Архитектор В.А. Рулев.
Собор является образцом архитектуры эпохи русского классицизма и выполнен в стиле
древнегреческого храма Тезея в Афинах.
Освящен 5 сентября 1814 года.
Во время войны 1854-55 гг. здание сильно пострадало. Было восстановлено в 1888 г. на средства купцов Максимова и Кундышева-Володина и освящено 17 декабря 1889.
После революции здесь размещался городской архив.
Во время Великой Отечественной собор выстоял и был отремонтирован трестом "Севастопольстрой", приспособившим его под свой клуб.
С 1946 г. по 1957г. в нем шли спектакли театра имени Луначарского, а затем располагался Городской дом культуры.
Летом 2006 года собор передан церковной общине, богослужение восстановлено.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм 12-ти апостолов
В Балаклаве на одной из террас восточного горного склона расположен один из самых древних православных храмов Крыма - храм 12-ти апостолов.
В 1864г. епископ Симферопольский и Таврический Гермоген составил краткую историческую справку о храме, в которой написано: "Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году во имя святого Николая-чудотворца."
В 1783 г., после присоединения Крыма к России, Балаклава представляла собой поселение Греческого батальона, вступившего в русскую армию. Кроме того, в русский период в Балаклаву увеличился приток и расселение русских, вследствие чего в городе образовалась новая община верующих.
Церковь состояла в ведении главного священника армии и флота. В ней хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона. Когда в 1859 году греческий батальон упразднили, храм передали в епархиальное ведомство.
Храм является уникальным памятником архитектуры XVIII века, по мнению многих специалистов, такой архитектурный тип не встречается в сооружениях Крыма или соседних с ним регионов и представляет собой замечательный образец русского классического стиля.
Здание имеет симметрично-осевую композицию и относится к числу одноглавых церквей. Здание относится к типу крестово-купольных церквей, вытянутых по оси "восток-запад". Храм представляет собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка. Западный вход оформлен портиком, состоящим из четырех колонн дорического ордера и треугольного фронтона, вытесанного из белого инкерманского известняка. Храм небольшой по объему, но, тем не менее, величественный. Внутри нет росписей, но в прежние века они, возможно, украшали его стены. Несущие колонны, тоже дорического ордера, устремлены вверх и создают
впечатление величия.
В 1917 г. храм был упразднен. Церковь была значительно повреждена во время землетрясения в 1927 г. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. храм действовал, затем был повторно закрыт. В его помещении сначала располагался Дом пионеров, а затем и клуб ОСОАВИАХИМ.
В 1990 году готовящееся под снос строение храма было передано Православной церкви. Киевский архитектор Ю. Лосицкий разработал проект его восстановления. С Божьей помощью началось его возрождение. Неустанными трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и прихожан храм восстанавливался. Пока шло восстановление храма, службы проводились в небольшом помещении во дворе, вмещающем около 30 человек.
Первая служба была отсужена 13 июля 1990г. в ещё полуразрушенном храме.
После долгого перерыва под сводами храма в этот день зазвучали слова молитвы. А 13 июля 1991 года был освящен престол храма святых 12-ти апостолов. Сейчас церковь является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

Монастыри и храмы Севастополя.

Храм-часовня Георгия Победоносца
Храм-часовня св. вмч. Георгия Победоносца находится на Сапун-горе на территории мемориального комплекса посвященного Героической обороне и освобождению Севастополя в годы Второй Мировой войны.
Храм заложен 19 января 1995 г., освящен 7 апреля того же года.
Автор проекта - архитектор Григорьянц.
Конусовидный храм увенчан фигурой ангела с крестом.
Автор скульптуры протоиерей Николай Доненко.
Художественными работами руководил заслуженный художник Украины Г.Я. Брусенцов. Мозаичная икона св. Георгия Победоносца над входом в часовню выполнена художником В.К. Павловым.

Монастыри и храмы Севастополя.

Монастыри и храмы Севастополя.

Свято-Климентовский мужской монастырь
Основан предположительно в VIII - IX вв.,достраивался в XIV - XV вв. В 98 году сюда, в каменоломни на каторжные работы был сослан св. сщмч. Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. Трудами святого Климента и его учеников в Крыму было устроено до 75 храмов.
Пещерная церковь во имя святого Апостола Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим святым Климентом.
Главный храм монастыря освящен во имя святого и является одним из самых больших пещерных храмов Крыма. В следствии выселения христиан из Крыма в 1779 году монастырь пришел в запустение.
После присоединения Крыма к России в 1787 году его посетили императрица Екатерина II и сопровождавшие ее иностранные августейшие особы. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом Святейшего Синода, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя святого священомученника Климента.
Во время войны 1854-55 гг. обитель сильно пострадала в ходе Инкерманского сражения 24 октября 1854 г. В 60-х годах XIX в, под покровительством Таврического епископа Алексия, трудами настоятеля иеромонаха Ефрема, на средства И. И. Четверикова и Мелюшина и под руководством художника Имераторской Академии Д.М. Струкова были отреставрированы древние храмы, построен дом настоятеля с домовой церковью (освящена 13 августа 1867 г. во имя святой Троицы)

Монастыри и храмы Севастополя.

Монастыри и храмы Севастополя.

Пещерный монастырь во имя прп.Саввы Освященного
Пещерный монастырь Челтер-Мармара.



Над с. Терновка Балаклавского района г.Севастополя возвышается скала Челтер-Кая.
Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит православный крест.
Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. “Челтер” в переводе – “решетка”, Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII ст. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее.
Братия стала переносить нехитрые пожитки в обустроенную под жилье пещеру.
С первых минут поражают тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников.

В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви.
В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Пещеры со 2-го по 5-й ярус – единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн.
В восточной части грота – церковь,
в ней отчетливо просматривается основание для престола с углублением для мощей.
В стене находятся жертвенник и окно. Вдоль стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан – вино­градодавильня. Вокруг монастыря по сей день находят заросли одичавшего винограда.
На северной стене уже едва различимы почерневшие следы росписи, изуродованные современными граффити. А вдоль колоннады – несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы – всё в одном большом помещении.
Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопыт ными птицами.
Братия показывает, что удалось сделать – восстановлен алтарь для проведения богослужений, украшена церковь.
Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо.
Третий ярус, скорее всего, служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разде лена перегородками на 4 части, одна из них с могилами – часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.
В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: “раб Божий... 6911-й (1403 год)”.
На пятый ярус – верхнее плато – можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом – естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.
Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая. Крымским монастырям, как известно из московских жалованных грамот конца X VI – начала XVII веков, ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву “за милостыней”. Поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения. Вместе с тем эта поддержка в немалой мере способство вала выживанию центров старой греческой православной культуры.



Полная новость "Монастыри и храмы Севастополя." »»