Копипаст.ру - юмор, фотографии, анекдоты, игры


Немного ссылок:

Ссылка на полную новость: Эх, залетные, турбореактивные!


Рубрика: Блоги

Эх, залетные, турбореактивные!


6 февраля 2011 в 20:56

Более того, вместо того, чтобы уверенно рокотать, как положено нормальному грузовику, это чудо природы как-то странно свистело, и при этом нагло обгоняло даже идущие порожняком грузовики, особенно на подъемах.

Естественно, на стоянках вокруг машины собиралась толпа.

Эх, залетные, турбореактивные!

Эх, залетные, турбореактивные!


Что ждало их при внимательном рассмотрении? А при внимательном рассмотрении двигатель все-таки обнаруживался, только ни разу не дизель, а специально сконструированная для наземного транспорта фирмой Боинг двухвальная газотурбинная установка.

Эх, залетные, турбореактивные!

Несложной конструкции ГТД с центробежным компрессором. На тот момент ее мощность была относительно невелика, всего 175л.с., но особенности многовальной турбины позволяли ей многое..

Эх, залетные, турбореактивные!

Эх, залетные, турбореактивные!

Газотурбинный Kenworth пересек США с севера на юг, затем некоторое время работал на коммерческих перевозках, курсируя по западному побережью, между Сиэтлом и Лос-Анджелесом.

Эх, залетные, турбореактивные!

Но испытания, увы, провалились. Прежде всего, рейс длился на пять-шесть часов дольше, нежели с обычным дизельным тягачом: газотурбинный очень медленно разгонялся, сильно дымил, а выжим педали сцепления был настоящим мучением (при том, что у старых «американцев» сцепление и без того тугое). Но главное, турбина пожирала топливо так, словно это был не тягач, а стратегический бомбардировщик: расход равнялся миле на галлон, или же 235 л/100 км!

Неудивительно, что проект был свернут, тем более что Kenworth и армия к тому времени переключились на разработку «атомного тягача» для транспортировки баллистических ракет. О газовой турбине, казалось, забыли, но ненадолго.

В шестидесятых годах «турбинная лихорадка» вспыхнула в Штатах с новой силой. Компании начали строить настоящие «грузовики будущего», оборудованные такими двигателями, и наиболее известным среди них стали «Грузовики будущего» 1964 года: Chevrolet Bison (две его турбины расположены над кабиной)...

Эх, залетные, турбореактивные!

и Ford Big Red («большой красный»)

Эх, залетные, турбореактивные!

Экспериментальный 30-метровый автопоезд состоял из тягача и двух трейлеров, а его экипаж чувствовал себя словно в самолете. В кабину вели выдвижная лесенка с электроприводом и дверь с пневмоприводом, водитель восседал за пультом, в оснащение входили кондиционер, холодильник, микроволновка и телевизор.

Эх, залетные, турбореактивные!

Эх, залетные, турбореактивные!

Эх, залетные, турбореактивные!

Невиданное явление по тем временам! 600-сильная турбина лихо разгоняла 77-тонный состав, и звук двигателя был точь-в-точь самолетным. Одной заправки (тысяча литров солярки) хватало примерно на столько же километров, то есть расход равнялся 100 л/100 км. Немало, но, учитывая впечатляющую массу, вполне закономерно.

Вскоре построили более традиционный с виду автопоезд — Turbo Titan III. Здесь турбина развивала всего 280 л.с., зато уже была проверенной (ее разработка длилась 15 лет, и за три года до Титана она испытывалась на обычном тягаче.)

Эх, залетные, турбореактивные!

Впрочем, Turbo Titan III тоже поражал своими решениями: достаточно сказать, что коробка передач была автоматической, фары выдвигались из жабр-воздухозаборников по бокам стеклопластиковой кабины, а руль заменяли... два мини-штурвала на «космической» консоли. Как с их помощью управляли тягачом — ума не приложу!

Эх, залетные, турбореактивные!

Кроме того, Turbo Titan III стал первым в мире грузовиком, на котором стояло стереофоническое радио FM с четырьмя динамиками. А еще тут был — вы не поверите! — мобильный телефон. В 1965 году! Ну правда он был аналоговым радиотелефоном, но все таки!

Справедливости ради упомянем бескапотные тягачи, не отличимые с виду от серийных, под стандартными кабинами которых скрывалась турбина. Тот же General Motors создал тягач GMC Astro 95 Gas Turbo Special, а Freightliner построил аж десять опытных образцов.

В таком виде «газотурбинный вирус» проник и в Европу. Больше всех «баловались турбинами» англичане: только Leyland построил три образца (очень динамичных, но столь же прожорливых),

Leyland

Эх, залетные, турбореактивные!

свою машину создал европейский Ford.

Эх, залетные, турбореактивные!

Существовал даже «турбоMAN».

MAN-turbo

Эх, залетные, турбореактивные!

Их наличие неудивительно: температура и количество выхлопных газов турбины намного больше, нежели у поршневого двигателя.

При этом все фирмы мечтали, что однажды им удастся разрешить существующие проблемы — и вот тогда-то турбина, легкая, компактная и долговечная, придет на смену дизелю.

За «железным занавесом»

Помните давнюю книгу Долматовского? Сказка стала былью в 1959 году, когда на базе автобуса ЗИС-127 был построен опытный ТурбоНАМИ-053. Его турбина была почти в два раза мощнее, нежели дизель (350 л.с. против 180 л.с.), и разгоняла автобус до фантастических 160 км/ч. Представляете — по тогдашним-то дорогам? Но автобус вскоре прозвали «пожирателем топлива». Нетрудно догадаться, почему!

Тем не менее работы продолжались, и в 1970 году Госкомитет по науке и технике утвердил план внедрения таких моторов: к нему были подключены ГАЗ, МАЗ, МоАЗ, БелАЗ и КрАЗ. В Горьком было создано семейство газотурбинных двигателей ГАЗ-99 мощностью до 250 л.с. — и начались эксперименты.

Таким в 1950 году советские конструкторы представляли автомобиль с турбиной

Эх, залетные, турбореактивные!

Еще за год до принятия «газотурбинного плана» БелАЗ создал 120-тонный самосвальный автопоезд с могучей турбиной из Ярославля (она развивала 1200 л.с.), а в 1973 году был построен первый газотурбинный МАЗ.

Эх, залетные, турбореактивные!

КрАЗ-Э260Е

Эх, залетные, турбореактивные!

МАЗ-7907

Эх, залетные, турбореактивные!

СССР ограничился использованием газотурбинных двигателей только в военных тягачах, тяжелых грузовиках и не очень широко. А за бугром капиталисты уже вовсю проектировали и строили (да, именно строили) газотурбинные легковушки.

Rover T4

Эх, залетные, турбореактивные!

FIAT

Эх, залетные, турбореактивные!

А этот CHRYSLER выпускался серийно. Правда немного и недолго.

Эх, залетные, турбореактивные!

Эх, залетные, турбореактивные!

Вот такая история с газотурбинными автомобилями.
Возможно скоро и появятся компактные, экономичные, экологически чистые, мощные, малошумные, приемистые, надежные и недорогие газотурбинные легковые автомобили. Ждем...

Эх, залетные, турбореактивные!





Полная новость "Эх, залетные, турбореактивные!" »»