Копипаст.ру - юмор, фотографии, анекдоты, игры


Немного ссылок:

Ссылка на полную новость: Неизвестные советские "буранчики".


Рубрика: Прошлое

Неизвестные советские "буранчики".


2 марта 2011 в 15:12

Прообраз несбывшегося.

С 1954 года в СССР начались работы по созданию межконтинентальных сверхзвуковых ракет.
Наработки сделанные за время создания таких ракет послужили в дальнейшем при разработке других космических систем.

Сверхзвуковые МКР для первой половины 50-х годов были очередной новинкой из области ракетной техники и, как всякое техническое новшество, несли в себе ранее неведомые проблемы. Для их разрешения требовалось провести большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в связи с чем возникла широкая кооперация ведущих авиастроительных организаций страны: ОКБ-2,НИИ-88 МОП, ОКБ-670 МАП, НИИ-1 МАП, его филиала, и других.

До универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия-Буран" у нас не было научно-технических разработок подобного рода? Была! Точнее сказать, не подобная, а оригинальная, рассчитанная на приоритетное и экономичное развитие нашей космонавтики.

Неизвестные советские "буранчики".


Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Четыре пуска - с пятнадцатого по восемнадцатый, были произведены по длинной испытательной трассе Владимировка - п-ов Камчатка. Три пуска состоялись в феврале - марте 1960 г. и еще один, уже только для отработки «Бури» в варианте ракеты-мишени для системы ПВО «Даль» (работы по фоторазведчику прекратились в октябре месяце) - 16 декабря 1960 г. В последних двух удалось получить наибольшую дальность полета ракеты 6500 тысяч километров. Эти результаты доказали возможность получения в ближайшее время расчетной дальности. Параллельно с «350»-й машиной в опытном конструкторском бюро завода № 301 в 1955-1957 гг. велось предэскизное проектирование крылатой ракеты с ядерным ПВРД. По ряду причин и в первую очередь из-за принятия в эксплуатацию королевской ракеты Р-7 как носителя ядерного оружия, работы по этой машине значительного развития не получили.

Но потом эта оригинальная компоновка, принцип запуска, апробированные на "Бури", спустя годы проявились в проекте США "Шаттл".

Русский лапоть в космосе

Неизвестные советские "буранчики".


"ЭПОС" (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт)

Одна из самых малоизвестных отечественных концепций легкого космоплана - так называемого легкого космического самолета (ЛКС) - разрабатывалась в КБ В.Н. Челомея практически одновременно со знаменитым "Бураном". Уже тогда, в 1975 году, для этого предприятия тема космических аппаратов с крылатым спуском была не новой.

На фото - натурный макет легкого космического самолета конструкции Челомея. Один из памятников советской космонавтики был спешно разобран и уничтожен в целях сохранения секретности.

Неизвестные советские "буранчики".

Но еще 46 лет назад, в 1965 году, в ОКБ А.И.Микояна группа специалистов, в основном молодых, под руководством 55-летнего главного конструктора Г.Е.Лозино-Лозинского приступила к исследованиям и практической работе по теме "Спираль" с целью создания двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС).

Неизвестные советские "буранчики".

Около года спустя, 29 июня 1966 года, Глеб Евгеньевич, назначенный главным конструктором проекта "Спираль", уже подписал соответственно подготовленный аванпроект.

Неизвестные советские "буранчики".

Согласно ему, обе ступени ВКС с расчетной массой 115 тонн представляли собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные аппараты горизонтального взлета-посадки и многоразового использования, спроектированные по схеме "несущий корпус-бесхвостка": 52-тонный (длина 38 м, размах 16,5 м) мощный воздушный корабль-разгонщик до скорости 6М и отделяемый от него, стартующий с его "спины" на высоте 28-30 км 10-тонный пилотируемый орбитальный самолет длиной 8 м и размахом 7,4 м.

МиГ-105.11 — дозвуковой аналог боевого орбитального самолёта проекта «Спираль»

Неизвестные советские "буранчики".

Причем собственно на консоли крыла приходилось лишь 3,4 м, а остальная, большая часть несущей поверхности соотносилась с шириной фюзеляжа.

Неизвестные советские "буранчики".

К этой "птичке", получившей название ЭПОС (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет), стыковался бак с ракетным топливом для вывода с гиперзвуковой скоростью на орбиту. Разработке ЭПОСа авиаконструкторы уделили особое внимание.

Неизвестные советские "буранчики".

Заметим сразу, что с построенным впоследствии "Бураном" и подобными кораблями за рубежом ЭПОС имел некоторое сходство лишь по своим самолетным контурам - это обстоятельство продиктовано условиями планирования в атмосфере. Если же смотреть глубже, то аппарат микояновцев по выбранной форме, компоновке, схеме с учетом "горячей конструкции" (из жаростойких сплавов, без специальной теплозащиты) и поворотному крылу - то есть по всему, чем обеспечивается хорошее сочетание потребных аэродинамических характеристик на каждом участке траектории полета, существенно отличался от других разработок того периода, а главное - выводил на экономический путь развития. Ведь "крыльевой вариант" позволял активно использовать энергетический запас атмосферы, благодаря чему для вывода аппарата на космическую орбиту энергетических затрат требовалось в 6-8 раз меньше, чем при использовании каких бы то ни было ракет.

Бесчисленные испытания, начиная с лабораторных исследований, продувок моделей и аналогов в аэродинамических трубах ЦАГИ имени Н.Е.Жуковского и кончая их стендовыми отработками применительно к разным режимам и этапам полета, позволили с высокой степенью достоверности определить аэродинамические характеристики планера. Они же, в свою очередь, стали исходными данными для разработчиков различных систем ЭПОСа. Затем с целью уточнения результатов "трубных исследований" и изучения свойств новых материалов, предусмотренных в конструкции будущего орбитального самолета, были выполнены с помощью ракет запуски моделей "Бор" в масштабах 1:3 и 1:2. Требовалось, чтобы конструкция была достаточно легкой, но способной довольно долго работать в исключительно тяжелых условиях. Особенно - при входе в плотные слои атмосферы после покидания космической орбиты.

В рамках программы было разработано несколько проектов орбитальных самолетов: фото- и радиоразведчики, военные модификации, вооруженные ядерными боеголовками, перехватчики космических целей для фотосъемки или уничтожения
Испытания дозвукового аналога самолета под индексом МиГ-105.11 прошли вполне успешно: известный летчик-испытатель Авиард Фастовец стартовал на нем из-под фюзеляжа тяжелого бомбардировщика Ту-95К

Легкий космический самолет проектировался с прицелом на использование ракеты УР-200 в качестве носителя. Межконтинентальная баллистическая ракета со стартовой массой 138 т проектировалась в ОКБ В.Н. Челомея с 1960 года. Ракета оснащалась автономной инерциальной системой управления с радиокоррекцией. В ней впервые была применена вафельная конструкция обечаек боков, позволившая снизить массу аппарата. Со снятием Хрущева с поста генсека Челомей лишился правительственной поддержки. В 1965 году работы над ракетой УР-200 были прекращены.

Неизвестные советские "буранчики".

Последним проработанным вариантом боевого ОС был перехватчик космических целей, разрабатывавшийся в двух модификациях:

- инспектор-перехватчик с выходом на орбиту цели, сближением с ней на расстояние 3-5 км и уравниванием скорости между перехватчиком и целью. После этого летчик мог провести инспекцию цели с помощью 50х-кратного оптического визира (разрешение на цели 1,5-2,5 см) с последующим фотографированием.

Неизвестные советские "буранчики".

Из приведенной ниже циклограммы типового полета фоторазведчика, датированной декабрем 1965 года, видно, что орбитальный самолет предназначался не просто для фотографирования, а рассчитывался на маневренный космический (!) бой (по аналогии с маневренным воздушным боем, в сленговой терминологии потенциального противника именуемый "dog fight"), предполагавший выполнение противоракетных маневров:

Неизвестные советские "буранчики".

Летающие лаборатории "БОР-5" и "БОР-4" на выставке "К звездам-91"

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Для уточнения характеристик устойчивости и управляемости разрабатываемого в ОКБ Микояна (в составе авиационно-космической системы «Спираль») орбитального самолета (ОС) и изучения свойств новых жаростойких материалов необходимо было провести ракетные пуски моделей будущего ОС по баллистической траектории. С 1966г. параллельно с разработкой АКС «Спираль» в ЦАГИ, ОКБ Микояна и Лётно-исследовательском институте (ЛИИ) начались работы над комплексом «БОР» (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан).



В работе так же участвовали Омское ПО "Полет» (ракета-носитель), ТМКБ «Союз» (двигательная установка), НИИ ПС (парашютная система). Первый аппарат этого комплекса БОР-1 был выполнен целиком из дерева в масштабе 1:3 и имел длину 3м. а его масса составляла 800кг. 15 июля 1969г. БОР-1 был запущен РН «Космос-2» (11К65) по суборбитальной траектории на высоту 100км. При входе в атмосферу со скоростью 13000км/ч
он естественно, сгорел. Но за время спуска до высоты 60-70км. радиотелеметрия «успела» передать на Землю множество ценной информации на основании которой был сделан вывод о возможности устойчивого управляемого спуска ОС выбранной формы. Последующие аппараты были изготовлены уже из металла с «уносимым» теплозащитным покрытием (ТЗП). Они были выполнены в масштабе 1:3 -БОР-2 и 1:2 -БОР-3 и запускались в космос по баллистической траектории тем же носителем 11К65. Вначале приводнение "курносиков" происходило около Австралии. Последние два приводнения в Черном море, около Севастополя.

Неизвестные советские "буранчики".

Один "лапоть" обнаружить не удалось.

В точке приводнения "Бор" возле Австралии.

Неизвестные советские "буранчики".

Фото сделанное с борта самолета австралийских ВМС "Orion".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Первый запуск БОР-2 состоялся 6 декабря 1969г. Из-за отказа системы управления на высоте 25км. модель перешла на траекторию баллистического спуска с вращением по крену из-за чего парашютная система не обеспечила спасение аппарата. Второй полет 31 января 1970г. прошел успешно. На третьем аппарате 22 апреля 1971г. на 609 сек. полета вследствие разрушения
экспериментального участка теплозащиты из ниобиевого сплава произошло прогорание бака горючего и обгорание некоторых электрожгутов, что привело к ряду отказов, в том числе системы ввода в действие парашютной системы. Четвертый полет 8 февраля 1972г. прошел успешно.

Первый старт БОР-3 24 мая 1973г. закончился аварией. В результате разрушения головного обтекателя произошло отделение модели от РН и ее падение в 39км. от старта. Второй старт 11 июля 1974г. прошел успешно. В полете программно изменялся поперечный угол установки консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа. Программа полета была выполнена полностью. Однако приземление произошло со слишком высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась. Причиной стало повреждение купола парашюта попавшими на него остатками (после выработки горючего) окислителя.

В результате проведенных на БОРах-1,-2,-3 исследований были впервые получены
реальные данные о характеристиках аппарата данной аэродинамической компоновки на
больших углах атаки, распределении температур по его поверхности, характеристиках
различных ТЗП и многое другое.
В 1975г. в ЛИИ под руководством В.Уткина закончилась разработка эскизного проекта
нового лётно-экспериментального комплекса (ЛЭК), включающего в себя исследователь-
ский аппарат БОР-4 и РН «Космос-3М» (11К65М-РБ5, зарубежное обозначение SL-8). Но
в 1977г. вышло постановление СМ СССР и ЦК КПСС о создании многоразовой космической
системы (МКС) «Буран».

Бор-4

Неизвестные советские "буранчики".

Вначале создания новой МКС рассматривались две компоновки –
«несущий корпус» (как у АКС «Спираль») и крылатая компоновка (как у «Space Shuttle»).
В результате долгих споров и обсуждений, было принято решение об аэродинамической
компоновке, подобной американскому «Шаттлу». В результате С 1978г. работы по теме
«Спираль» были прекращены, а все силы брошены на «Буран». Программа «Бор» была
переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на
их базе реальной системы.

На фото советский космический "Лапоть".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

[thumb]//copypast.ru/uploads/%20posts/1299064306_020restauration_de_leposepos_restaurationrestauration1407.jpg[/thumb]

Неизвестные советские "буранчики".

Неизвестные советские "буранчики".

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта (МиГ-105.11) проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов.

Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, в которую вошли члены отряда космонавтов, имевшие достаточную лётную подготовку. Первоначальный состав группы:
Г. С. Титов, уже побывавший в космосе
А. П. Куклин
В. Г. Лазарев
А. В. Филипченко

После реорганизации в 1969 Центра подготовки космонавтов был создан 4-й отдел 1-го управления ЦПК, начальником которого был назначен Г. С. Титов. В отдел были набраны молодые лётчики, проходившие космическую подготовку:
Л. Д. Кизим (подготовка в 1969—1973)
А. Н. Березовой (1972—1974)
А. И. Дедков (1972—1974)
В. А. Джанибеков (июль — декабрь 1972)
В. С. Козельский (август 1969 — октябрь 1971)
В. А. Ляхов (1969—1973)
Ю. В. Малышев (1969—1973)
А. Я. Петрушенко (1970—1973)
Ю. В. Романенко (1972)


Участники испытаний, представители заводов и КБ, военпреды. Полигон Капустин Яр. 1984 год.

Неизвестные советские "буранчики".

За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамика». до полёта «Бурана» оставалось ещё 22 года...

В США тоже велись аналогичные работы, но как всегда в области космических технологий, с большим опозданием и с худшими результатами.

Работы по созданию подобных систем велись в США с 1950-х годов.

X-20 Dyna Soar.

Неизвестные советские "буранчики".

Данный проект был реализован только в чертежах и в одном макете.

Неизвестные советские "буранчики".

X-37

Неизвестные советские "буранчики".

Испытания аппарата проводились с 1986 по 2007 год. Цели, для которых ВВС США собирается использовать орбитальный самолет не разглашаются.

Неизвестные советские "буранчики".

Согласно официальной версии основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям X-37 будет применяться в разведывательных целях.










Полная новость "Неизвестные советские "буранчики"." »»