Продолжаем подборку нобелевских фактов. Предыдущую подборку смотрим
тутДжаслин Белл Бёрнл — Пульсары

Пульсары были открыты случайно, когда изучалась радио-эмиссия от звёзд в поисках излучения, образующегося солнечным ветром. Для этого изучения требовался большой радиотелескоп. Джаслин Белл, как студентка на степень доктора философии, помогла строить этот телескоп на более, чем четырёх акрах земли, используя тысячу клемм и более 120 миль проводов. Проект Беллы включал постоянное наблюдение за тоннами бумаги в поисках радиоисточников. Белл заметила какое-то отклонение как раз таки во время просмотра этих бумаг и решила, что это требует дальнейшего изучения. Когда эту аномалию стали изучать, оказалось, что регулярный импульс повторялся каждые 1.3 секунды. Когда Белл показала это своему начальнику, Антони Хьювишу, он посчитал это просто помехами, создаваемыми самим человеком. Период в 1.3 секунды посчитали слишком коротким для того, чтобы соотнести эти импульсы со звёздными. Этот сигнал окрестили МЗЧ-1 (LGM-1) Маленький Зелёный Человечек – 1. Когда позже были открыты другие импульсы в разных частях неба, стало понятно, что импульсы были природного происхождения. Эти источники были названы пульсарами, короткими для пульсирующих звёзд.
За его работу в области радиоастрономии, а именно за «его решающую роль в открытии пульсаров» Хьювишь был награждён Нобелевской Премией в области физики в 1974 году. Хьювишь разделил премию с другими радиоастрономами, но не с Белл, несмотря на её определённый вклад в их открытие и её упорную погоню за аномальным сигналом, что и привело к открытию первых четырёх пульсаров. В конце концов, она ещё и должна была поддерживать выбор Нобелевской комиссии.
Никола Тесла — Радиосвязь

В 1909 году Гульельмо Маркони был удостоен Нобелевской Премии за его работу в области радиосвязи. Нет никаких сомнений в том, что Маркони проделал очень важную работу для развития радио и разработал закон об отношении длины радиоантенны к возможной дистанции вещания. Маркони известен, как отец радиопередач на большие расстояния. Тем не менее, есть причины считать, что премия должна была быть разделена с Никола Теслом.
У Теслы был практически легендарный статус со всеми теми странными историями, которые приклеились к этому эксцентричному изобретателю. Тесла начал читать лекции о радиосвязи в 1891 году и вскоре после этого начал демонстрировать приборы, использующие беспроводной телеграф. Между 1898 и 1903 годами Тесла запатентовал несколько своих открытий на тему радио. Закон о патентах довольно сложный, и до 1940-х годов суды США не признавали того, что Тесла изобрёл свои устройства раньше Маркони. Таким образом, у Тесла был хороший шанс попасть в список Нобелевских номинантов в 1909 году. Но премия досталась Маркони.
Конечно, Тесла сделал несколько работ в других областях, достойных Нобелевской премии. Тесла наиболее известен за вклад в изобретение переменного тока и его передачу, используя высокое напряжение, получаемое с генератора. Великим конкурентов для Тесла был Томас Эдиссон, который боролся за постоянный ток. Говорят, хотя это и трудно доказать, что борьба за премию между двумя людьми ведёт к тому, что её не получает ни один. Ни один не признает награду второго, и они никогда не поделят награду, так что никому её и не дали.
Альберт Шатз — Стрептомицин

Туберкулёз был одним из основных смертельных заболеваний, от которого страдало человечество. Казалось, что в 1940-х годах пришёл конец веку бактериальных инфекций, когда был изобретён пенициллин. К сожалению, пенициллин бессилен против бактерий, вызывающих туберкулёз. Это происходит от того, что бактерии разделяются на виды в зависимости от структуры оболочек клеток — Грамположительный (с толстыми стенками) и Грамотрицательный (с тонкими стенками). Пенициллин работает с Грамположительными и не работает с Грамотрицательными бактериями, такими как туберкулёз. Нужен был антибиотик, который бы убил эту бактерию. Это и стало целью, которую преследовал молодой исследователь Шатз. Он вырастил огромное количество видов бактерий стрептомицина и тестировал их способности противостоять Грамотрицательным бактериям. Всего через несколько месяцев Шатз получил свой антибиотик, который назвал стрептомицином. Этот антибиотик подтвердил свою эффективность против туберкулёза и ряда других бактерий, устойчивых к пенициллину.
В 1952 году руководитель Шатза — Селман Вексман был удостоен Нобелевской премии «за открытие стрептомицина». Что бы там некоторые не говорили, награда была, фактически, за более обширную научную работу Вексмана, но официальная версия была иная. Шатза убедили передать свои права на патент стрептомицина и пресса все заслуги преписала Вексману. Шатз подал в суд на Вексмана, требуя свою долю гонорара за стрептомицин, и был официально признан соавтором открытия. Это случилось в 1950 году, но он до сих пор отказывается делить награду.
Продолжение следует…