Самый очаровательный персонаж «Задверья» — конечно, маркиз де Карабас.Саймон Грин базирует неизвестную сторону Лондона на магии. Часы на Тёмной стороне всегда показывают одно и то же время, а обитают там все те существа, которые испокон веков не дают покоя сочинителям легенд — ангелы и бесы, демоны и колдуны, вампиры и так далее. В принципе, Тёмная сторона схожа с сумраком из «Дозоров». Джон Тэйлор, частный детектив с магическими способностями, расследует дела реального мира путём погружения в сумеречную зону. Тёмная сторона Лондона частенько «прорывается» в наш мир путём появления на обычной улице здания, которого там никогда не было и которое является ловушкой для беспечных прохожих. Иной раз жители тёмной стороны открывают какой-либо привлекательный магазинчик по торговле диковинами.
Существа, обитающие в гриновском сумраке, зачастую чудовищны и опасны; допусти их автор в реальный мир, нам бы не поздоровилось. Обычный человек без особых способностей в мир Тёмной стороны попасть не может, только если его не выкрали.
Мир «Задверья» Нила Геймана не строго параллелен реальности, как тёмная сторона из сериала Грина. Обычный человек вполне может случайно увидеть какой-либо элемент Задверья и провалиться в другой мир. Основополагающим средством сокрытия иного мира является его незаметность. Обычные люди из нашей реальности просто не замечают провалившихся в Задверье; в то же время жители Задверья прекрасно ориенти руются в обоих мирах. Собственно, главный герой романа, обычный клерк Ричард Мейхью, проваливается в другой мир после контакта с его обитательницей. Более того, после четырёхсот страниц приключений и остроумных пертурбаций он понимает, что этот потусторонний мир гораздо интереснее и живее, чем его привычная реальность…
Немного панкующий Чайна Мьевиль и сам похож на жителя своего «крысиного» под-Лондона.Наконец, тёмный Лондон Чайны Мьевиля коренным образом отличается и от аналогичных подгородов Геймана и Грина, и от тёмной Москвы Лукьяненко. Под-Лондон Мьевиля откровенно омерзителен; его обитатели — это крысы, пауки, птицы, возглавляемые королями-полулюдьми. Конфликт романа «Крысиный король», о котором и идёт речь, заключается в появлении в Лондоне господина Крысолова, который вступает в сражение с героями. Реальный и параллельный Лондон тут полностью пересекаются. Жители обычного мира прекрасно видят жителей необычного, просто не догадываются об их удивительных качествах. Крысолов, будучи внешне нормальным парнем, играет на флейте с девушкой главного героя, а в под-Лондоне становится уже жестоким властителем умов и сердец.
И вот тут нужно обязательно отметить общую черту всех трёх под-Лондонов. Это грязь, необыкновенная, всепоглощающая грязь. Герои постоянно питаются отбросами, ползают по вонючим канализациям, спят на помойках, пользуются поношенной одеждой. На ярмарке можно купить вонючий труп (и он же кому-то нужен!), можно — разбитую бутылку, можно — использованный носовой платок. Обычные герои, попадающие в потусторонний мир, в считанные секунды превращаются в свиней, гм. На тёмной стороне Грина немножко почище, но тоже не ахти; зато там кровища льётся такими реками, что её не успевают отмывать с фасадов зданий.
При этом все русские фантасты, описывавшие «под-Москву», рисуют её чистой, в меру аккуратной, обычной, каким и должен быть реальный город, где живут люди (или нелюди). Под-города Лукьяненко, Дяченко и Панова не вызывают животного отвращения. Может, в этом выражается разница психологий?..
Надо сказать, что Мьевиль дважды обращался к теме «под-Лондона», второй раз — в романе «Нон Лон Дон». Но в последнем случае роман подростковый, и мир, в который попадают героини, на самом деле просто параллельный; он никак не пересекается с реальным городом. Принцип, использованный в «Нон Лон Доне», напоминает схему перемещения по параллельным мирам из «Черновика» и «Чистовика» Сергея Лукьяненко. Наша же задача — покопаться в потусторонних мирах, где удивительные вещи происходят на тех же самых улицах, по которым мы каждый день ходим на работу и в магазин. Или не мы, а англичане.
КАТАКОМБЫ ПАРИЖА
Знаменитый оссуарий Парижских катакомб. Где-то тут покоится Рабле.Катакомбы Парижа имеют древнюю, очень древнюю историю. Часть подземелий появилась ещё во времена римского владычества, но основной рост катакомб пришёлся на X-XIII века, когда недалеко от Парижа велись активные работы по добыче камня. Столица росла, и с течением времени каменоломни оказались в черте города. Многие участки более чем трёхсоткилометровых подземелий оказались затопленными; много раз особо опасные каменоломни укреплялись или полностью бетонировались во избежание обрушения значительной части города. Одним из основных источников легенд является гигантский оссуарий, вмещающий тысячи и тысячи человеческих останков, перенесённых и захороненных здесь после ликвидации в XVIII веке легендарного кладбища Невинных. За многовековую историю кладбища на его территории было захоронено до двух миллионов мертвецов, в одной могиле покоилось порой до тысячи безымянных тел. После обрушения стены кладбища и заполнения подвалов окрестных домов останками и нечистотами захоронение ликвидировали. Часть останков перенесли в подземный оссуарий, часть — вывезли из города. Где-то там в захоронениях оссуария лежат черепа Дантона, Марата, Робеспьера, Кольбера, Шарля Перро и Франсуа Рабле. Осторожно, не наступите.
В катакомбах Парижа перезахоронили бывших «постояльцев» кладбища Невинных.ЧТО, ЕСЛИ ВСЁ ЖЕ…
Удачи вам в Задверье!Помимо уже упомянутой грязи, частенько разводимой в под-городах, существует и другая закономерность. Город, где развивается параллельный мир, должен иметь достаточно древнюю историю и разветвлённую сеть подземных (и не только) коммуникаций. Поэтому каким бы прекрасным ни казался нам Нью-Йорк, его катакомбы в сравнении с лондонскими или московскими выглядят довольно жалко. Да и планировка у него слишком математически правильная, непросто найти тайные места (точнее, просто, но куда проще не напрягать воображение и пойти по проторенной дорожке). На этот счёт вызывает некоторое удивление отсутствие среди литературных под-городов Парижа, чьи подземные ходы дадут фору любому Лондону. Ещё римляне прокопали под Парижем множество лабиринтов, не говоря уже о средневековых катакомбах…
Итак, представьте себе гипотетическую ситуацию: под Москвой есть другой город. Или под Питером. Или под Лондоном. В общем, под городом, в котором вы живёте. Хотели бы вы попасть в этот мир, подобно Ричарду из «Задверья»?
С одной стороны, кажется, что да, это же прекрасно! Как хотелось бы изучить эту удивительную реальность, открыть для себя сверхвозможности, научиться колдовать и мгновенно перемещаться между районами города, «выныривая» при необходимости обратно в реальность. Грязь редко смущает нас: при желании можно везде жить в чистоте, главное — следить за собой.
Но сразу же возникает одно но. Все подгорода опасны. Да, молодой вампир из «Дозоров» может сожрать обычного человека. Но у него самого гораздо больше шансов быть развоплощённым или уничтоженным светлыми магами. Миры Геймана и Грина — вообще опасность на опасности. Первый же прохожий окажется каким-либо чудовищем, которое порежет на лоскутки за десять пенсов и не посмотрит, кто ты такой. Это мы говорим о под-городах, взаимодействующих с реальностью. А в Город из «Подземного ветра» Дяченко мы прос то никак не можем попасть, что сразу снимает все вопросы. Итак, готовы ли вы окунуться в приключения? Нет. Работа, машина, ипотека и супруга полностью выбивают страсть к любым приключениям, кроме летней поездки на турецкие пляжи.
С другой стороны, игра стоит свеч. Ведь знания, приобретённые в тайном городе, могут серьёзно подстегнуть жизнь в нашей реальности, если, конечно, тайный город позволит вам уйти. Одно дело — жить и не знать о его существовании; вы ему не нужны, он вам — тоже. Но знание, как известно, стоит дорого, и порой цену его составляет жизнь. А может, всё-таки стоит рискнуть жизнью ради обретения бессмертия?…
Ночью город похож на схему сердечно-сосудистой системыОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВЫВОДЫУсреднённых выводов из всего вышесказанного можно сделать несколько. Поэтому для простоты картины попытаемся сгруппировать их по пунктам.
1 . Под-город невидим и недостижим для большинства жителей обычного города. При этом жители под-города вполне спокойно могут попадать в обычный город (последнее правило не всегда работает в случае Саймона Грина, его потусторонние герои крайне опасны, и писатель запер их в под-Лондоне).
2 . Под-город политически, финансово и экономически почти никак не связан с над-городом, если, конечно, сильные мира сего не принадлежат к обитателям последнего (как в «Дозорах» и у Панова). Последние случаи — всегда индивидуальны, то есть иной может сделать себе карьеру в нашем мире, используя сверхспособности. На общую же политико-экономическую картину это не влияет.
3 . Под-Москва — чистая, под-Лондон — грязный (кроме волшебного мира Гарри Поттера, но это всё- таки детская вещь).
И ещё несколько слов вне выводов. Для того чтобы попасть в под-Нью-Йорк, достаточно поехать в Южный Бронкс или Озон-парк. Точно так же можно оказаться и в реальном под-Париже, заехав куда-нибудь в Сен-Дени и побродив там с полчаса по барам. Одним из самых неблагоприятных районов Москвы считается Орехово-Борисово Южное (а не Бутово, как ни странно), тоже что-то вроде под-Москвы.
В общем, каждый найдёт себе под-город там, где захочет. И для этого совершенно не обязательно спасать вывалившуюся из кирпичной стены девушку по имени д’Верь.
Что почитать?
•Олег Дивов, Макс Рублёв «Не прислоняться»
•Ольга Лукас «Тринадцатая редакция»
•Генри Лайон Олди «Подземка»
•Владимир Орлов «Альтист Данилов»
•Андрей Столяров, «Сад и канал», «Ворон», цикл «Малый апокриф»
Что посмотреть?
•«Задверье» (1996, сериал)
•«Хеллбой: Золотая армия» (2008)
•«Тёмный мир» (2010)