Я люблю Россию. Мне нравится здесь жить. Меня всегда тянет вернуться домой из поездок. К сожалению, не все у нас идеально, поэтому меня особенно распирает гордость за свою страну, когда я вижу, как восстанавливается производство, вижу людей, у которых горят глаза, которые всей душой болеют за свое дело, которые относятся к своей земле по-хозяйски.
На прошлой неделе я летал под Новороссийск на завод игристых вин Абрау-Дюрсо вместе с его владельцем Борисом Титовым и несколькими бизнесменами и журналистами, среди которых были Леонид Парфенов, Александр Починок, Константин Ремчуков, Игорь Бухаров, Владимир Кехман, Владимир Мамонтов и Елена Чекалова. Я смог сравнить наше производство шампанского с тем, что я видел во Франции…
Из Москвы мы вылетели на арендованном специально для нас Ту-134. Первый раз летал на таком бизнес-джете:
Из аэропорта Анапы до Абрау-Дюрсо ехать час на автобусе. Всю дорогу Борис Титов выступал экскурсоводом, рассказывал о виноградниках, о племени Амазонок, которое пришло сюда из Турции, о своих соседях и плохих дорогах, переживал из-за дождливой погоды:
На самом деле, Абрау-Дюрсо вовсе не французское название, а черкесское. Абрау - это название озера, которое переводится как "обрыв". А Дюрсо - это название речки, которое переводится как "четыре воды", так как она питается четырьмя источниками.
Борис рассказал красивую легенду о том, как на этом месте образовалось озеро:
Много, много веков назад на месте озера находился богатый аул Абрау. По соседству с ним был аул Дюрсо, где жили бедняки. Единственная дочь богатого черкеса из Абрау полюбила бедного пастушка из аула Дюрсо. Родители её и слышать не хотели об этой «недостойной любви».
Однажды под открытым небом богачи устроили пиршество и забавы ради стали кидать друг другу хлебные лепёшки. Разгневанный Аллах за осквернение хлеба покарал горцев - затряслась, загрохотала земля, аул провалился под землю, и в ту же минуту провал заполнился водой, и на его месте образовалось озеро. От ужасной гибели спаслась только черкешенка-красавица, которая в тот день убежала в горы к своему пастушку.
Вернувшись вечером и увидев на месте родного аула озеро, красавица в отчаянии бросилась со скалы в воду. Но вода не приняла её, девушка не утонула, как по зеркалу побежала она по глади озера к противоположному берегу. Но и на другом берегу никого не нашла, вернулась обратно и поспешила к своему пастушку, но он тоже исчез... Возлюбленный её, увидев с горы как девушка бросилась в воду, подумал, что она утонула. Он ринулся в пропасть и насмерть разбился….
По преданию, с тех пор черкешенка обитает в окрестных лесах и в полнолуние по воде переходит на другой берег озера, где раскинулся теперь красивый посёлок. Там, где она прошла, на воде виден след – лунная дорожка…
А сам завод здесь был построен в 1870-ом году по указу императора Александра II. Первую бутылку шампанского под маркой "Абрау" выпустили в 1898-ом году.
Самым большим популяризатором Абрау-Дюрсо был Михаил Булгаков. Почти в каждом его произведении упоминается Абрау. Помните, как в "Мастер и Маргарите" деньги, разбросанные Воланом во время представления, превратились в этикетки от Абрау-Дюрсо?
В одном из залов завода на стенах висят фотографии тех времен.
Экскурсию начали с макета подвалов и с рассказа о французской семье, которая помогала выпустить первую партию шампанского:
Прежде чем мы спустились в подвалы, нас угостили шампанским и фруктами. Борис Титов сказал приветственную речь:
Признаюсь честно, я раньше ни разу не пробовал это игристое вино. Первое впечатление от шампанского оказалось очень приятным. Кстати говоря, словом "шампанское" может называться лишь игристое вино, произведенное в провинции Шампань.
Я был в нескольких винных погребах Франции, где также делают игристые вина. В Абрау подвалы оказались значительно больше, чем те, что я видел во Франции: