В прокуратуре центрального района Петербурга опознан прапорщик, избивавший участников акции "Стратегии-31" у Гостиного двора 31 июля.
Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил участвовавший в опознании Дмитрий Семенов, пострадавший в ходе акции. "На опознании было три человека, три похожих прапорщика. Под первым номером был он – Бойко Вадим Вадимович. Составили протокол опознания, его подписали двое понятых. Меня попросили ждать ответа, сказали, что отзвонятся о том, что будет дальше", – рассказал Семенов. По его словам, "Бойко разведен, у него двое несовершеннолетних детей, он платит алименты". "Адвокат думает, что задержание переназначат на подписку о невыезде, так он сказал", – добавил Семенов.
25 августа Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения полномочий милиционерами, которые 31 июля разогнали митинг у Гостиного двора. Дело было возбуждено "в отношении неустановленных сотрудников милиции", конкретных подозреваемых СКП не установил. Днем ранее ГУВД Петербурга завершило проверку по делу прапорщика, отличившегося особой жестокостью при разгоне митинга. Как сообщала Фонтанка.Ру со ссылкой на собственные источники, по итогам проверки милиционер получил выговор "за несдержанность и нарушение устава патрульно-постовой службы". В настоящее время он продолжает работать в полку ППСМ. Назвать имя прапорщика в ГУВД Петербурга отказались.
Как рассказали источники в полку патрульно-постовой службы ГУВД, где работает прапорщик, он признал, что действительно назвал одного из митинговавших "хорьком". По его словам, сделал это только после того, как его самого назвали "хорьком и серой мышью". По итогам проверки его действий был сделан вывод, что милиционер не имел права отвечать оскорблением на оскорбление.
Результаты проверки должны быть обнародованы в ближайшее время. По данным источника в милиции общественной безопасности, итоги служебной проверки были подписаны исполняющим обязанности начальника ГУВД, начальником Штаба Виктором Кудрявцевым 23 августа. Несмотря на заверения милицейского руководства о том, что картина произошедшего очевидна, для получения окончательной картины событий потребовалось 23 дня. Журналистам не удалось получить официальных комментариев от руководства петербургского ГУВД.
Петербургские нацболы считают выговор недостаточной мерой наказания для прапорщика. Они намерены настаивать на увольнении прапорщика из органов и уголовном наказании. "Такой неадекватный человек не должен оставаться в милиции. 31 августа мы будем поднимать этот вопрос. На акцию обещали прийти все те, кто был им избит", – сообщил лидер питерских нацболов Андрей Дмитриев.
Призыв установить личность прапорщика милиции, который особенно жестоко обращался с митингующими у Гостиного двора, распространился в блогах сразу после митинга 31 июля. Как свидетельствуют видеозаписи с митинга, прапорщик вышел к участникам акции со словами: "Хорьки, бля, кому еще?" Стоявший рядом молодой человек спросил: "Ты чего материшься?" В ответ сотрудник милиции ударил его дубинкой по лицу. Он же избил и за волосы оттащил в автобус девушку, которая снимала митинг на видео. В автобусе тот же прапорщик жестоко избил еще двоих задержанных.
9 августа четверо петербуржцев, пострадавших от действий прапорщика, подали коллективную жалобу в городскую прокуратуру. Потерпевшие Дмитрий Семенов, Светлана Павлушина, Эдуард Балагуров и Александр Кормушкин просили установить личность прапорщика и проверить его на соответствие занимаемой должности.
31 июля милиция в грубой форме задержала у Гостиного двора около 60 участников акции в защиту 31-й статьи Конституции.
Виктор Шендерович, сатирик
Все это находится в такой логической цепочке, которая дает понять гражданам страны, кто, собственно говоря, в доме хозяин и кому что можно. Ментам можно ломать руку журналисту Александру Артемьеву, избивать людей на маршах несогласных и на митингах. Мент может, как было в Питере на митинге, подойти и громко материться: "Хорьки, бля, кому еще", потом подойти к человеку, который сделал ему замечание, и ударить его в лицо. Все это заснято на видео, и с этим прапорщиком ничего не случается. Это можно.
А исполнить песню "Кури бамбук" и даже, предположим, выразиться про милиционера — и получаешь 10 суток ареста. Сергею Мохнаткину, прохожему, случайно вступившемуся за женщину, которой милиционер на его глазах заламывал руку, — два с половиной года реального срока.
Из этих соотношений складывается представление о том, в какой Африке мы сегодня живем.
Мы живем фактически в ментовском государстве, как сформулировал Леонид Ни