
Почему именно Крестовые походы? Потому, что с началом крестовых походов изменился ход истории. Возникли рыцарские ордена, затем масонские ложи. Они начали вести свою политику. И зачастую их власть была сильней королевской и спорила с папской.
Оговорюсь сразу — эта статья во многом — цитирование. Её цель подготовить читателя к пониманию моего авторского материала, который начнется в этой серии через два поста.
Почему западные европейцы, исповедовавшие христианство, а значит и заповедь Божью "не убей", более чем девятьсот лет назад пошли на Восток? С какой целью?
Начнем с оценки ситуации, предшествующей и отчасти вызвавшей Первый крестовый поход.
Магометанство становится опасным для христиан в IX веке, и притом как на Востоке, так и на Западе. В это время на Востоке мусульмане приобрели новых сторонников в лице туркменов, живших на побережье Каспийского и Аральского морей, которые вторглись на территорию Багдадского халифата. Потом они получили имя турок-сельджуков.

В конце XI века сельджуки достигли Ближнего Востока и за относительно короткое время овладели большими территориями Персии (современных Ирака, Сирии), а затем и Израиля. Таким образом, сельджуки, образовав могущественный султанат со столицей в Иконии, превратились в ударные отряды Аббасидского Халифата и начали угрожать самому Константинополю. Один из крупных эпизодов этой эпохи сосредоточивается на событиях 1071 г., когда сельджукский султан Альп-Арслан одержал блестящую победу над византийскими войсками при Манзикерте, в Армении, взяв в плен царя Романа Диогена. Теперь открывался свободный путь к Мраморному морю и Босфору, и сельджуки могли без особых затруднений осадить Константинополь.
Что происходило в Святой земле? В течение 460 лет мусульмане беспрерывно правили Иерусалимом. В 1071 году мусульмане-сельджуки вторглись в Палестину, а в 1073 году захватили Иерусалим. С 1073 и до 1099 года был период бурных восстаний, политических заговоров и перемен в Иерусалиме, где власть менялась четыре раза, население испытывало жестокую нужду и голод. Византийская империя была слаба из-за внутренних неурядиц и распрей, к тому же она была со всех сторон окружена тюркскими племенами и постоянно отбивалась от них. В результате ее территория сократилась практически до размеров столицы. Император Алексей Комнин в 1091 году обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II, но безрезультатно. В 1095 году он второй раз обратился к Папе. На второе обращение Комнина понтифик отреагировал положительно и обратился с призывом к христианам Запада, результатом которого и стал Первый крестовый поход.

Папа Урбан II
Итак, в 1095 году западный мир вступил в новую фазу своего развития. Причиной тому стала проповедь папы Урбана II, произнесенная им на поле около города Клермон (южная Франция). Толпа клириков и мирян разных сословий внимала каждому слову понтифика, его призыву к франкскому рыцарству дать обет освободить христиан Востока от мусульманского рабства и отвоевать у неверных Гроб Господень в Иерусалиме. Под крики толпы "Так хочет Бог!" к Урбану вышел Адемар Монтейский, епископ Ле-Пюи, и первым принял крест из рук Папы. По свидетельству одного историка, Папа в заключение своей проповеди сказал: "Пусть же этот клич станет для вас воинским сигналом, ибо слово это произнесено Богом... Пусть носит (давший обет) изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, дав обет, вернуться (сняв обет), пусть поместит это изображение на спине между лопаток...". Клич "Так хочет Бог!", потрясший клермонское плоскогорье, подхватили во всех уголках христианского Запада с готовностью, которой не ожидал сам Папа Урбан II.

Папа Урбан II благословляет рыцарей на Крестовый поход
Урбан возлагал надежды исключительно на рыцарей и другие боеспособные части, и именно в их лице он видел крестоносное войско, способное повергнуть в бегство мусульман и вернуть утраченное. Однако по мере того как весть о походе на Восток распространялась от Сицилии до Скандинавии, все больше мужчин и женщин из всех социальных слоев населения принимали крест. Пока бароны готовились к экспедиции, этот "народ" покинул северную Францию, Фландрию, Нормандию, Рейнскую область, Саксонию и устремился к Константинополю. Этому походу суждено было снискать название -Народного крестового похода.
В пути неорганизованные толпы голодного люда добывали пропитание кто как мог, грабя и разоряя все на своем пути. Многие были убиты в вооруженных стычках с местным населением Венгрии и Византийской империи, а те, кто все же добралися до Константинополя, в августе 1096 года был быстро переправлен греками через Босфор в Малую Азию. Там они разделились на две группы. Одна попыталась захватить Никею, но была окружена и перебита турками 21 октября 1096 года Подобная участь ожидала и вторую группу. Из двадцати пяти тысяч, пришедших в Византию, осталось в живых лишь три тысячи, которые вернулись в Константинополь, выбранный местом сбора сил основной армии крестоносцев. И только тогда начался настоящий Первый крестовый поход.

Каждый барон, решивший принять участие в походе, по отдельности собирал своих людей и приводил в отряд, снарядив их за свой счет; другие бойцы-"одиночки" могли присоединиться в пути к отряду сеньора родом из тех же мест, что и они; рыцари, которым не хватало продовольствия на весь поход, попадали под командование любого барона, согласившегося взять на себя их содержание. Армия крестоносцев представляла собой объединение четырех основных отрядов, которые продвигались к Константинополю по разным дорогам: каждый отряд шел по своему маршруту, из-за чего возникало гораздо меньше затруднений с продовольствием и снабжением провизией. Численность "регулярных" армий плохо известна: примерно шестьдесят тысяч воинов и столько же прочих участников: пилигримов, женщин, прислуги.
Войска Запада стягивались к Константинополю с конца 1096 до начала 1097 года. С каждым предводителем армии император Алексей проводил беседу, уговаривая "стать его вассалом и принести обычную у латинян клятву". После того как были получены клятвы и обещания, он устроил роскошный пир. Всех, кто принес клятву верности, император осыпал подарками; им выдали плату и обеспечили продовольствием до Антиохии.

Константинополь. Айвазовский.
В сопровождении византийского корпуса крестоносцы вступили в Румский (Иконийский) султанат. Обстоятельства благоприятствовали воинству Запада. Султан Килидж-Арслан, уничтожив толпы Народного крестового похода, не ожидал новой опасности, занимаясь набором нового войска. Семь недель длилась осада столицы Анатолии, резиденции Румского султана. 26 июня 1097 года. Никея вновь более чем на два столетия стала византийским городом. Однако франкская кавалерия скоро стала таять: в песках Фригии погибли все лошади. Турки оставляли после себя "выжженную" землю, и даже взятие города Иконии не улучшило ситуацию с продовольствием. В тяжелых условиях, с многочисленными стычками к 20 октября 1097 года главная часть крестоносцев подошла к хорошо укрепленной и обильно снабженной продовольствием многолюдной Антиохии. Осада продолжалась до 3 июня 1098 года. В конце концов город пал. Более шести месяцев крестоносцы отдыхали. Поход чуть было не закончился, сначала из-за невзгод и болезней, а теперь из-за благоденствия. Многие рыцари и пехотинцы ушли в Эдессу к Балдуину, а некоторые вернулись домой. Франки потеряли помощь Византии, но продолжали осаждать город за городом. Из предводителей армий Запада до стен Иерусалима дошли: Годфруа Булонский и его брат Евстафий, герцог Роберт, Раймунд де Сен-Жилль, Роберт, граф Фландрии и Танкред. На рассвете 14 июня 1099 года крестоносцы пошли на штурм Иерусалима. При осаде большую помощь оказали шесть кораблей из Генуэ и Пизы, они прибыли в захваченную Яффу и доставили все необходимое для осады, средства и провизию.

Иерусалим
Крестовый поход увенчался успехом: 15 июня Иерусалим был освобожден и возвращен христианству. Весть о взятии города побудила множество новых крестоносцев пуститься в дорогу на Восток. Победы их, письма с Востока, написанные после взятия Антиохии, Иерусалима и Аскалонской битвы, воспламенили сердца и умы людей по всей Европе. Они читались народу с церковных кафедр. Те, кто в 1096 г. не отправился, приняв крест, в поход и не помог своим братьям в трудные минуты, стали презираемы народом.

Иерусалим. Храм Гроба Господня.
Первый крестовый поход начался по инициативе Папы Урбана II. И хотя поводом для военного выступления послужила просьба о помощи византийского императора Алексея I, главной идеей всех призывов и проповедей Урбана было освобождение Иерусалима от неверных. Папа Урбан объявил, что все принявшие участие в этом походе получат полное прощение грехов, будут освобождены от уплаты налогов, заключенные получат свободу, а приговоренные к смертной казни будут помилованы у Гроба Господня в Палестине. Такое соединение военной авантюры и религиозного порыва подняло в поход не менее миллиона человек.
Крестовые походы были религиозными войнами, поскольку рыцари с нашитыми на одежду крестами шли в бой прежде всего за религиозные идеи, хотя многим из них не чужды были личная выгода или политические интересы. С 1095 по 1291 год предпринимались крестовые походы против мусульман в Европе и Азии, а также против еретиков. Одной из важнейших, хотя и внешних, причин крестовых походов стало притеснение христианских паломников, приходивших в Палестину поклониться святым местам. С середины XI века Палестина оказалась в руках турок-сельджуков, которые, будучи менее просвещенными и более воинственными по сравнению с арабами, проявляли нетерпимость к христианству. Они грабили и убивали паломников. Кроме того, присутствие мусульман в Испании и мусульманская агрессия на Сицилии подогревали ненависть к исламу. Если прибавить к этому политические и экономические причины, то станет ясно, почему крестовые походы приняли такой грандиозный размах.
Итак, это подробное описание первого похода. Вот остальные.
2-й. 1147—1149. Цель — освобождение Багдада.
3-й. 1189 — 1192. Цель — освобождение Иерусалимского королевства.
4-й. 1199 — 1204. Цель — освобождение "святых мест", в итоге — завоевание Византии.
5-й. 1228 — 1244. Цель — покорение Египта.
6-й. 1248 — 1254. Цель — опять Египет.
7-й. 1270-й. Цель — Тунис, затем — снова Египет.
8-й. 1270 — 1291. Цел — Тунис, затем Египет, окончательный уход крестоносцев.
Затем произошли Северные Крестовые походы. Вернувшаяся с Востока толпа "джентльменов удачи" начала грабить и разорять собственных соседей и Церковь приняла решение отправить их на завоевание Прибалтики, что и было успешно выполнено. С 1198 г. по середину XV века Прибалтика была завоевана. Именно здесь обрели новые земли возникшие рыцарские ордена. Они отстроили множество могущественных замков и приобрели невиданную власть. Начался важнейший процесс ухода власти в тень. Сначала это была вынужденная мера. Короли и Церковь не желала делится своей властью. Однако затем, это стало идеей и квинтэсенцией власти.
Продолжение следует.Основа — полковник запаса В. Кореневич, г. Киев
Yurasha.