В первом веке до н.э., когда на территории нынешнего Израиля жили неразлучные супруги Иоаким и Анна — бабушка и дедушка Иисуса Христа. Все у них было хорошо, только детей не было. Помочь могло лишь чудо. И тогда Иоаким однажды оставил жену и удалился в пустыню, чтобы просить Господа о детях. А жена Анна тем временем осталась дома в полном одиночестве. И чудо свершилось! Спустя ровно девять месяцев у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, позже известная как Богородица.
В 1358 святитель Алексий основал для своих родных сестер первый в Москве женский монастырь Зачатия святой Анны (позже известный как Алексеевский). Поначалу монастырь был в районе, носившем красивое имя Хамовники.

Его называли Зачатьевским женским монастырем. Поскольку это был первый женский монастырь в Москве, чтобы отличить от более новых женских монастырей, его также прозвали Стародевичьим. Стародевичий женский зачатьевский монастырь.
Известно, что в первый раз монастырь пострадал в августе 1382 во время нашествия Тохтамыша: ради обороны Кремля было приказано своими руками уничтожить все деревянные здания в округе, чтобы у татар не было стройматериала для осады.
1445 монастырь пострадал от землетрясения — «великий московский трус».
В 1514 полностью сгорел во время опустошительного пожара.
Василий III повелел своему итальянскому зодчему Алевизу построить на этом месте новый каменный храм.
В 1547 году монастырь снова полностью сгорел.
По приказу Ивана Грозного Зачатьевский монастырь был отстроен заново, однако уже не в Хамовниках, а официально перенесен ближе к Кремлю — на Чертольский холм к устью ручья Черторыя на левом берегу Москвы-реки. Вся дальнейшая храмовая история будет связана именно с этим местом, носившим красивое имя Чертолье.
В августе 1612 во время Великой Смуты Зачатьевский женский монастырь в Чертолье разрушили поляки — именно на этом месте войска князя Пожарского бились с гетманом Ходкевичем.
В 1625 он был восстановлен.
В 1629 снова полностью сгорел.
В 1634 его снова восстановили — знаменитый двухшатровый храм.
В 1812 монастырь страдал от нашествия Наполеона. Монахиням удалось спасти церковное золото: они закопали его в землю, а сверху поставили свои кровати, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты побоялись копаться в таком заразном месте.
25 декабря 1812 года император Александр I издал указ о строительстве самого монументального храма России в честь подвига народа в войне с французами (вероятно, подвиг монахинь современники также высоко оценили). «Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков», — писал император. Не то, чтобы он был не в курсе, как плохо стоят в этом месте храмы, просто имелся в виду вовсе не Чертольский холм. В 1814 был проведён международный открытый тендер проектов. В итоге архитектором главного православного храма избрали Карла Магнуса Витберга. Хотя он был не архитектор, а художник, вдобавок — протестант-лютеранин и член масонской ложи. Но ради такого дела принял православие.

Из казны выделили огромную сумму: 16 миллионов рублей, по тем временам — вообще немыслимо. Плюс — собрали народные пожертвования. Храм было решено строить на Воробьевых горах. В 1817 власти с пафосом объявили начало строительства. Но за 7 лет на площадке ничего не было сделано: все деньги куда-то делись. Казнокрады, распил оказывается не новое изобретение.

В 1825 пришел Николай I: чиновники пошли под суд за растрату, Витберг сослан в Вятку с конфискацией имущества, штрафов собрали на 1 миллион. В 1831 император назначил на проект храма нового архитектора Константина Тона, выделил новые деньги, а строительство приказал вести не на Воробьевых горах, а перенести в Чертолье — вместо Зачатьевского женского монастыря.

17 октября 1837 года обитательниц силой вывезли за город, выделив им там другое помещение. Уезжать они отказывались: игуменья, настоятельница монастыря, даже приковала себя цепями к дубу во дворе. Но ее все равно отцепили и увезли, сказав, что это бунт. Легенда гласит, что игуменья официально прокляла это место, заявив, что отныне никакой храм здесь долго не простоит. Если знать дальнейшую историю, проклятье кажется необычайно сильным.

Все здания Зачатьевского женского монастыря были полностью разрушены. Началась стройка, которая длилась 44 года. Наконец в 1883 году на этом месте открылся Храм Христа Спасителя.

13 июля 1931 на заседании правительства СССР было решено на этом месте построить самый монументальный храм СССР — Дворец Советов, а Храм Христа для этой цели снести. Разобрать его не удалось, поэтому 5 декабря 1931 его взорвали (со второй попытки), а потом еще полтора года разбирали обломки.

Строительство великого Дворца Советов тоже не удалось: успели только вырыть котловину, но помешала война, затем разруха, потом решили строить его все-таки не здесь, а на Воробьевых горах (уже упоминавшихся в нашей истории), но и там снова ничего не вышло. Наконец в 1959 в Кремле построили Дворец Съездов.
В 1960 в оставшейся котловине открыли бассейн «Москва». Знаковое место, кто помнит город, подтвердит. Этот бассей вытупал персонажем во многих литературных произведениях. Но от его испарений стали портится экспонаты в соседнем музее. Интеллигенция и диссиденты бесперечь требовали его закрыть.