Трагедия в Керченском проливе пополнила скорбный перечень крупнейших морских катастроф.
1967 год. Гибель танкера «Torrey Canyon» у берегов Англии
Танкер направлялся в Милфорд Хэйвен (Англия) со 120000 галлонами кувейтской нефти на борту. 19 марта 1967 года танкер выскочил на скалу Севен Стоунс Риф в районе о-вов Сцилли. Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Чуть позже подошла помощь - шлюпки, катера, вертолеты, корабли ВМФ Англии и датский спасатель.
Нефтяное пятно длиной 22 миль накрыло побережье, начали умирать птицы.
Спасатель начал закачивать воздух в пустые танки, предполагая, что таким образом удастся снять судно с рифа. Внезапно на борту спасателя раздался взрыв, двое человек выбросило за борт. Один из экипажа прыгнул в воду им на выручку, вытащил их обоих, но сам погиб в толстом слое нефти, покрывавшем поверхность.
Тем временем танкер стал новостью номер один в мире, люди предлагали идеи и проекты по борьбе с разлившейся нефтью. Катастрофа танкера переросла в экологическую катастрофу - гибли птицы, рыба и устричные поля побережья.
Танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти. Правительство приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно.
В течении последующих нескольких дней, остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье. Некоторое время спустя пришло облегчение - переменился ветер, и пятно понесло в сторону Франции, которой тоже досталось, хотя и не так, как Англии.
Эта катастрофа вызвала к жизни Конвенцию гражданской ответственности (CLC) от 1969 года и Конвенцию Фонда защиты от разлива нефти в море от 1992 года. Впервые в истории судовладельцы стали нести ответственность за последствия в любом случае, а не только тогда, когда бывает доказанной преступная халатность.
16 марта 1978 года гибель танкера Amoco Cadiz
Бретань, Атлантическое побережье Франции
48 35 N Latitude 004 43 W Longitude
на борту нефть сырая арабская легкая, иранская легкая и бункер-мазут С
16 марта 1978 года танкер Amoco Cadiz выскочил на скалы Portsall Rocks, в трех милях от побережья Бретани, вследствии отказа рулевого устройства. Танкер следовал из Персидского залива на Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз - 1619048 баррелей нефти вылился в море. Пятно 180 миль шириной и 80 миль длиной накрыло приблизительно 200 миль побережья Бретани.
Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно, из-за шторма, раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности - за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа Amoco Cadiz стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.