Прообраз несбывшегося.С 1954 года в СССР начались работы по созданию межконтинентальных сверхзвуковых ракет.
Наработки сделанные за время создания таких ракет послужили в дальнейшем при разработке других космических систем.
Сверхзвуковые МКР для первой половины 50-х годов были очередной новинкой из области ракетной техники и, как всякое техническое новшество, несли в себе ранее неведомые проблемы. Для их разрешения требовалось провести большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в связи с чем возникла широкая кооперация ведущих авиастроительных организаций страны: ОКБ-2,НИИ-88 МОП, ОКБ-670 МАП, НИИ-1 МАП, его филиала, и других.
До универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия-Буран" у нас не было научно-технических разработок подобного рода? Была! Точнее сказать, не подобная, а оригинальная, рассчитанная на приоритетное и экономичное развитие нашей космонавтики.





Четыре пуска - с пятнадцатого по восемнадцатый, были произведены по длинной испытательной трассе Владимировка - п-ов Камчатка. Три пуска состоялись в феврале - марте 1960 г. и еще один, уже только для отработки «Бури» в варианте ракеты-мишени для системы ПВО «Даль» (работы по фоторазведчику прекратились в октябре месяце) - 16 декабря 1960 г. В последних двух удалось получить наибольшую дальность полета ракеты 6500 тысяч километров. Эти результаты доказали возможность получения в ближайшее время расчетной дальности. Параллельно с «350»-й машиной в опытном конструкторском бюро завода № 301 в 1955-1957 гг. велось предэскизное проектирование крылатой ракеты с ядерным ПВРД. По ряду причин и в первую очередь из-за принятия в эксплуатацию королевской ракеты Р-7 как носителя ядерного оружия, работы по этой машине значительного развития не получили.
Но потом эта оригинальная компоновка, принцип запуска, апробированные на "Бури", спустя годы проявились в проекте США "Шаттл".
Русский лапоть в космосе 
"ЭПОС" (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт)
Одна из самых малоизвестных отечественных концепций легкого космоплана - так называемого легкого космического самолета (ЛКС) - разрабатывалась в КБ В.Н. Челомея практически одновременно со знаменитым "Бураном". Уже тогда, в 1975 году, для этого предприятия тема космических аппаратов с крылатым спуском была не новой.
На фото - натурный макет легкого космического самолета конструкции Челомея. Один из памятников советской космонавтики был спешно разобран и уничтожен в целях сохранения секретности.

Но еще 46 лет назад, в 1965 году, в ОКБ А.И.Микояна группа специалистов, в основном молодых, под руководством 55-летнего главного конструктора Г.Е.Лозино-Лозинского приступила к исследованиям и практической работе по теме "Спираль" с целью создания двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС).

Около года спустя, 29 июня 1966 года, Глеб Евгеньевич, назначенный главным конструктором проекта "Спираль", уже подписал соответственно подготовленный аванпроект.

Согласно ему, обе ступени ВКС с расчетной массой 115 тонн представляли собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные аппараты горизонтального взлета-посадки и многоразового использования, спроектированные по схеме "несущий корпус-бесхвостка": 52-тонный (длина 38 м, размах 16,5 м) мощный воздушный корабль-разгонщик до скорости 6М и отделяемый от него, стартующий с его "спины" на высоте 28-30 км 10-тонный пилотируемый орбитальный самолет длиной 8 м и размахом 7,4 м.
МиГ-105.11 — дозвуковой аналог боевого орбитального самолёта проекта «Спираль»